Story

Один шанс из ста: кого спасло первое переливание крови?

img

25 сентября 1825 года английским врачом Джеймсом Бланделлом впервые было проведено успешное переливание крови от человека к человеку, что положило начало современной гемотрансфузии. Но путь к той процедуре, которую мы знаем сейчас, был тернистым.

От Гиппократа до Папы Римского

Первые попытки использовать кровь в качестве медицинского средства предпринимались ещё в Древней Греции — Гиппократ предлагал... пить кровь для лечения душевных болезней. Следующие упоминания появились намного позже — в 1492 году итальянские историки описали случаи забора крови у маленьких мальчиков для создания «омолаживающей сыворотки» для Папы Римского Иннокентия VIII. После того, как ватиканским лекарям не удалось повернуть вспять время, эти идеи надолго забыли.

В 1628 год произошёл очередной виток в развитии гематологии — Вильям Гарвейоткрыл два круга кровообращения, что стало основой для новых экспериментов. При этом у медиков не было ничего из того, что сегодня является залогом успешного переливания, — инструментов забора, средств консервации, а также не были известны основные параметры крови — её классификация по группам и резус-фактору.

Считается, что самое первое переливание провёл английский медик Ричард Ловер в 1665 году. Его «пациентами» были... собаки. После серии удачных опытов врач решил опробовать методику и на человеке. Оставалось найти желающих, но тут возникла проблема — сама мысль о таком опыте вызвала сильный протест в обществе. От сотрудничества с лекарем отказывались даже помешанные. Энтузиаста удалось разыскать только в 1667 году — 32-летний мужчина всего лишь за гинею согласился рискнуть ради науки. Ловер зафиксировал письменно итоги эксперимента — он переливал добровольцу кровь от овцы. И есть доказательства, что и через 2 года после процедуры молодой человек был жив и здоров.

В качестве первых инструментов использовались птичье перо (сейчас инъекционная игла), а также пузыри рыб и животных в качестве шприца. Естественно, на фоне таких несовершенств и недоработок, а также пренебрежений правилами антисептики, о которой тогда мало знали, было много неудач. Поэтому в 1670 году власти Франции наложили запрет на эксперименты такого рода, в 1675 году вето поддержал и Ватикан. Но исследователей было не остановить...

Опасные опыты

В 1825 году научный мир всколыхнула новость о первом удачном переливании крови от человека к человеку. Провёл процедуру молодой врач-акушер Джеймс Бланделл. И хотя в специальной литературе и ранее встречались свидетельства успешных опытов, заслуга Бланделла в том, что он первым детально описал эту операцию и благодаря этому вошёл в историю.

Джеймс Бланделл родился в 1790 году в Лондоне в состоятельной семье, что позволило ему получить отличное классическое образование и дало возможность заниматься делом всей жизни, каковым он считал медицину.

Окончив медуниверситет, Джеймс сам стал преподавать, читал лекции, печатал собственные труды. И, как и многие доктора того периода, специализировался на акушерстве. Именно в этой области он и совершил своё главное открытие.

Впрочем, начинал Бланделл тоже с опытов на животных. Как и его предшественники, британский врач отмечал, что переливание от животных к человеку не получается, как он полагал, из-за разного состава крови и, соответственно, несовместимости. Однако Джеймс всё-таки смог осуществить целую серию удачных экспериментов на животных, после чего решил перейти к гемотрансфузии по схеме от человека к человеку.

К этой идее Джеймс Бланделл пришёл, изучая нередкие в те времена случаи смерти рожениц от кровотечений. Именно тогда он подумал, что жизни пациенток можно было бы попробовать спасти, переливая им кровь. Понятно, что для этого требовалось специальное оборудование, но идея уже созрела.

Первым опытом британского медика стала в 1818 году попытка перелить кровь больному, который умирал от рака желудка. С помощью обычного шприца Бланделл влил пациенту 12 унций крови донора (1 унция равна 28 г). К сожалению, безуспешно — через 56 часов мужчина скончался. Позже Бланделл решил попробовать провести переливание роженице с послеродовым сепсисом. И здесь его ждала неудача. Но этого и следовало ожидать: такие осложнения во времена до изобретения антибиотиков были заведомо фатальными.

Доктор тщательно анализировал каждый неудачный случай. Несмотря на то, что медик был ограничен технологиями своего времени и отсутствием необходимой информации, он фиксировал ход всех проведённых манипуляций и их последствий. Так, например, отмечал, что после переливания у человека начинает «теплеть тело, и ему явно становится лучше». Экспериментировал Бланделл и с видом крови — до него использовали артериальную, а он пробовал брать венозную.

...25 сентября 1825 года его коллега Уоллер, работавший с ним в одном госпитале, позвал Джеймса на помощь — в палате от истощения после открывшегося родового кровотечения умирала молодая женщина. Муж пациентки находился рядом и сказал, что готов на всё, чтобы спасти жизнь жены. Это и решило дело... Бланделл взял у супруга кровь шприцем и тут же перелил роженице. Процедуру пришлось повторить несколько раз. Пару часов пациентка находилась между жизнью и смертью, однако чуть позже стало ясно, что эксперимент прошёл успешно — ей стало легче. Хотя, как впоследствии предполагали некоторые специалисты, её шансы выжить были близки... к 1 из 100. Бланделл её наблюдал ещё некоторое время после выздоровления и подробно описал этот опыт в научных статьях.

Следующие 8 процедур также были осуществлены Бланделлом для спасения рожениц, и последние 4 оказались успешными. Донорами выступали мужья пациенток, а также их лечащие врачи-хирурги. Объём перелитой крови колебался в пределах от 4 до 14 унций.

В итоге только через 7 лет после первой неудачной попытки Бланделл смог добиться устойчивых результатов и даже изобрёл необходимые аппараты для переливания. При этом он первым описал и симптомы посттрансфузионных осложнений — дрожь в теле, беспокойство, тошноту, боль в животе.

Деление по группам

В России история переливания крови началась через 14 лет после открытия британского медика. В 1832 году молодой акушер Андрей Вольф спас таким образом умирающую роженицу. Как и у Бланделла, донором стал муж пациентки, который, несмотря на явно высказанное недоверие, всё же согласился на «сомнительную» затею. Женщина была спасена.

Андрей Вольф решился на такой шаг, так как учился за границей и внимательно изучал труды Бланделла по данной теме. Несмотря на то, что для России это был настоящий прорыв, больше об уникальной операции ничего не известно. Кроме того, утверждалось, что Вольф провёл процедуру переливания еще 6 женщинам. Но никаких результатов он не опубликовал, и, соответственно, дальнейшая судьба пациенток осталась неизвестной.

Однако именно Вольф и его коллеги смогли подсчитать ещё в XIX веке, что донор и реципиент бывают совместимы только в 57% случаев, так что шансов на удачное переливание — немногим больше половины.

В самом начале XX века австрийским иммунологом Карлом Ландштейнером было открыто наличие групп крови у человека. Казавшаяся ранее похожей кровь оказалась на самом деле разной — из-за свойств эритроцитов. Это помогло не только объяснить летальные случаи, которые случались раньше, но и разработать новую систему переливания, которая в разы повысила эффективность и безопасность процедуры. Однако неудачи всё же продолжались, правда, в меньших объёмах.

Их причина была выявлена только в 1940 году, когда был открыт резус-фактор — набор антигенов в крови человека, отвечающий за совместимость. Стало ясно, что при неправильно подобранной крови донора это приводит к иммунологическому конфликту у пациента — тяжёлому осложнению, которое нередко становится причиной смерти.

Современная медицина научилась использовать и группы крови, и резус-фактор правильно, и переливание из экспериментального метода стало наконец безопасной процедурой, действительно спасающей жизни людей.