Story

Фарах Пехлеви: история одной императрицы

img

Ныне живущая в США, изгнанная из своей родной страны – Ирана, королевская семья – вдова шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, ее дети и внуки по-прежнему пользуется уважением и влиянием среди своих венценосных «коллег» — высокородных граждан, относящихся к правящим династиям всего мира. Императрица Фарах Пехлеви является выдающейся личностью, и ее непростая судьба многие годы вызывает интерес у людей во всем мире. Сегодня мы расскажем о ее пути к престолу и общественной деятельности.

Фарах Диба родилась в 1938 году в городе Табризе. Ее отец был видным аристократом и азербайджанцем по происхождению. Образование он получил во Франции (Сорбонна и Сен-Сира). Мать Фарах относилась к иранской знати.

Семья Диба жила обеспеченно и счастливо, пока неожиданно не скончался глава семьи. Фарах тогда исполнилось 9 лет.

Мать девочки, несмотря на стесненные обстоятельства, приложила все силы для того, чтобы воспитать дочь как истинную аристократку. Фарах Диба училась в итальянской, потом во французской школах, которые находились в Тегеране. Девушка отлично справлялась с учебой, участвовала в общественной жизни, была успешной спортсменкой-баскетболисткой. Она выбрала для себя профессию архитектора. После окончания лицея Фарах уезжает учиться во Францию.

Именно там студентка и познакомилась с шахом. Приехав с визитом в Париж, шах Мохаммад Реза Пехлеви решил встретиться с надеждой нации – иранскими студентами, которые там учились. Одной из них была Фарах. Искра между ними пробежала в ту же секунду, и в Иран они приехали уже вместе.

Поначалу информацию о новом романе шаха скрывали, но осенью 1959 года все об этом узнали как в Иране, так и за рубежом. 25 ноября объявили о помолвке. Шаху было 40 лет, Фарах – 21. В декабре влюбленные поженились.

Фарах стала третьей женой Мохаммада Резы Пехлеви. Предыдущие его браки распались, так как жены не могли родить наследника. Поэтому этого ждали от новой жены шаха. И чаяния народа осуществились – в октябре 1960 года Фарах родила кронпринца Резу.

Всего у монаршей четы родилось четверо детей – два мальчика и две девочки.

Сначала королева Фарах не вмешивалась в политику и дела мужа, только появляясь на церемониях во дворце. Но затем она заинтересовалась тем, каково место женщины в иранском обществе. Фарах стала поддерживать мужа в деле модернизации государства Иран, влияла на мнение шаха в делах культуры, медицины, благотворительности.

Супруга шаха стала очень популярной в своей стране, у нее появилось много поклонников и последователей. И исходя из этого, прислушавшись к гласу народа, шах в 1967 году решил короновать Фарах как императрицу, или шахбану. Она становится первой женщиной за несколько столетий, которая получила такой значимый титул.

Уже в качестве шахбану Фарах Пехлеви ознаменовала начало 1970-х годов в Иране как время ее активной общественной и просветительской деятельности. Она всем силами боролась за права людей, больных проказой, а особенно за тех, кто излечился от этой страшной болезни, но остался изгоем среди иранского народа. Строились центры по лечению проказы. Осуществился беспрецедентный проект – строительство деревни, где жили только люди, перенесшие проказу и избавившиеся от нее. Так как эта коварная болезнь оставляет устрашающие следы, обычные люди сторонились бывших прокаженных. Но проект этот имел большой успех, выздоровевшие люди разводили скот, в их поселении была развитая инфрастуктура, проект хорошо окупался. Со временем здоровые люди из соседних селений стали приезжать в гости, страх перед проказой постепенно улетучивался. Благодаря общественной деятельности императрицы Фарах Пехлеви иранское общество вновь приняло бывших прокаженных.

Также императрица влияла на отношение к женщинам. Так, в эти годы отменили многоженство, как досадный пережиток прошлого, женщины пошли в политику, могли теперь работать судьями.

Императрица Фарах развивала иранскую культуру, содействовала проведению ежегодного Ширазского Фестиваля Искусства. Шахбану задалась целью вернуть в Иран национальные памятники искусства, которые по разным причинам оказались в Европе. Правительство Ирана по ее инициативе выкупало иранские культурные ценности из зарубежных музеев.

Под руководством императрицы организовали ряд иранских национальных музеев и галерей.

Также шахбану Фарах интересовалась и работами современных ей художников, благодаря ей был основан Тегеранский Музей Современного Искусства. Его коллекция на сегодняшний день – самая ценная и значимая, которая не в Европе и не в США.

После революции, во время которой свергли правление шаха Мохаммада Резы Пехлеви, картины пощадили даже ярые исламисты, они хранятся и сейчас в запасниках музея.

Ее величество Фарах вместе с супругом часто ездила за границу. В 1972 году они приезжали даже в советский Азербайджан. Им был оказан пышный прием.

16 января 1979 года шах и его супруга, выехали из страны, как они считали, временно. У правителя Ирана нашли серьезную болезнь, а в стране в это время бушевала революция. Назад монархи больше никогда не вернулись. Помыкавшись по разным странам и к тому времени похоронив любимого супруга, императрица Фарах Пехлеви с детьми обосновалась с начала 1980-х годов в Соединенных Штатах Америки.

Там они и живут с тех пор. Нередко шахбану выезжает в Париж.

В 2003 году императрица Фарах Пехлеви выпустила книгу воспоминаний, которая стала бестселлером в ряде стран. Она редко дает интервью прессе. И в них шахбану объясняет, что ее супруг выбрал добровольное изгнание, но не стал насильно подавлять недовольство народа, не пролил кровь простых людей, добиваясь власти.

Эта выдающаяся женщина теперь далека от политики. Стойко переносит она несчастья, которые на нее свалились – при невыясненных обстоятельствах погибла младшая дочь Лейла, потом, удрученный положением своего родного народа, покончил с собой младший сын Али Реза Пехлеви. В то же время старший сын, теперь ставший главой шахского рода, ее радует своими успехами на политическом поприще и подарил ей трех внучек.

Фарах Пехлеви отлично выглядит для своего возраста, всегда бодра духом и, несомненно, является одной из выдающихся женщин нашего времени.