Story

Выдающийся Бюльбюль: как соловей из Шуши стал гордостью Азербайджана

img

Бюльбюль в азербайджанском вокально-сценическом искусстве занимает такое же высокое место, как в мире музыки - Узеир Гаджибейли, а в мире поэзии - Самед Вургун.

Один из самых ярких представителей национального вокального искусства, гордость азербайджанского народа Бюльбюль покинул этот мир 57 лет тому назад.

Видный азербайджанский писатель Сулейман Рагимов писал о гениальном музыканте: "Бюльбюль — неповторимый исполнитель азербайджанской народной музыки и сложного, современного музыкального искусства. Искусство Бюльбюля доступно каждому… Ибо Бюльбюль умеет найти дорогу к сердцу каждого своего слушателя. Не найти человека, который не любил бы, не был бы пленен искусством Бюльбюля! Когда я называю имя Бюльбюля, когда я ищу глазами вокруг, думая, с кем сравнить его, предо мной встают фигуры Узеира Гаджибейли, Самеда Вургуна… По моему мнению, Бюльбюль стоит на такой же позиции, занимает в вокально-сценическом искусстве такое же место, что и Узеир Гаджибейли в мире музыки, а Самед Вургун — в современной поэзии".

Вот какое высокое место на азербайджанском музыкальном Олимпе занимал и занимает Бюльбюль!

Будущая легенда азербайджанского вокального искусства Бюльбюль Рза оглы Мамедов родился в июне 1897 года в городе Шуше в семье кожевника. Его отец был глубоко верующим человеком и большим любителем религиозных песнопений. Часто эти песнопения он устраивал по вечерам у себя дома, где маленький Муртуза (подлинное имя Бюльбюля) пел суры (разделы) Корана на мотив мугама "Заминхаре".

Но мальчика это не увлекало. Он с восхищением слушал пение Джаббара Карягды оглы, Ислама Абдуллаева, Кечачи оглы Мухаммеда и удивительно удачно подражал "карабахским соловьям". По этой причине в народе мальчика стали называть Бюльбюлем (соловьем). Это имя закрепилось за ним на всю жизнь. Увлечение музыкой вошло в жесткое противоречие с религиозными родственниками и настолько, что юноша вместе с гармонистом Мешади Мусеибом убежал в Гянджу и стал выступать в караван-сараях и чайханах. Имя Бюльбюля становится известным не только в городах и селах родного края, но и за его пределами. Однажды молодой певец в Гяндже был замечен Карягды. Тот был покорен талантом мальчика и позвал его с собой в Баку. Однако, Бюльбюль отказался от предложения.

Уже в 1916 году Бюльбюль был известен во всем Закавказье как профессиональный певец, но он постоянно искал пути усовершенствования своего искусства, и именно это привело его на студенческую скамью в консерваторию, которая была открыта в 1920 году и называлась "Восточной консерваторией". В октябре 1921 года она была преобразована в Азербайджанскую государственную консерваторию. Бюльбюль был одним из первых студентов-азербайджанцев. Студенческие годы (1921 —1927) Бюльбюля были полны напряженного труда.

В 1927 году Бюльбюль едет в Италию, где проводит четыре года (1927-1931), занимаясь с такими известными в то время музыкантами, как Ансельми, Грани. Во время своего пребывания в Милане Бюльбюль знакомится с творчеством выдающихся итальянских певцов, выступавших в то время на сцене театра "Ла Скала". Глубоко изучая в Италии музыку народов Европы, певец не оторвался от родной почвы. Перед возвращением на родину Бюльбюлю предложили остаться в Милане, но он отказался от этого предложения и вернулся в Азербайджан.

Исполнение Бюльбюлем арий и романсов на азербайджанском и итальянском языках удовлетворяло в то время не всех ценителей музыки. Некоторые из них обвиняли певца в нарушении правил восточного пения, заявляли, что он отходит от национальной музыки. Однако эти "обвинители" вскоре приумолкли. Причиной этому послужили несколько концертов, данных Бюль-Бюлем летом 1933 года в Доме обороны (в Государственной филармонии). На концертах присутствовали самые взыскательные любители музыки, артисты и музыковеды. Бюльбюль одинаково блестяще исполнил арии из русских и западноевропейских опер и несколько классических мугамов и старинных народных песен. Публика была покорена раз и навсегда. Певец славился исполнением теснифов "Раст", "Сегях" и "Шур", так что даже высокоталантливые певцы подчас не брались за исполнение этих песен и мугамов, говоря, что "на них лежит печать Бюльбюля".

В 1937 году в истории азербайджанской музыки произошло значительное событие. Композитор Узеир Гаджибейли представил оперному театру для постановки свое выдающееся произведение – героическую оперу "Кёроглы". Композитор неоднократно отмечал, что, создавая свое произведение, рассчитывал прежде всего на Бюль-Бюля. В исполнении Бюль-Бюля Кёроглы – не только герой, являющийся опорой бедняков и беззащитных, ведущий беспощадную борьбу против захватчиков, но и замечательный народный ашуг; эмоциональное воздействие этого образа чрезвычайно велико.

Но, великий артист, Бюльбюль был известен не только своим вокальным мастерством. Он был талантливым педагогом, глубоко эрудированным ученым, отличным знатоком восточной музыки, выдающимся организатором. В течение долгих лет он был профессором Азербайджанской государственной консерватории и вырастил многих талантливых певцов, создав в Азербайджане целую вокальную школу. Бюльбюль был одним из основателей Института искусства и архитектуры Академии наук республики. Кроме того, ему принадлежит ряд научных работ, которые являются неоценимым подспорьем для тех, кто изучает и исследует историю музыкальной культуры Азербайджана. Высоко ценя оригинальность звучания азербайджанских народных инструментов, Бюльбюль много сил отдал подготовке к печати таких учебных пособий, как "Школа тара", "Школа кяманчи", "Школа балабана". По его инициативе были записаны на фоновалик 300 песен и теснифов в исполнении Джаббара Карягды оглы.

Бюльбюль был близким другом многих азербайджанских композиторов и страстным пропагандистом их произведений. Велики заслуги певца в деле популяризации вокальных произведений Ниязи, Кара Караева, Тофика Кулиева, Сеида Рустамова и многих других. Кара Караев писал: "Композиторы Азербайджана многим обязаны чудесному художнику, Бюльбюль был страстным пропагандистом нашего творчества — это был глашатай нашей музыки, борец за ее успехи и признание".

Лето 1961 года. Карабах. Шуша. Последний концерт (как оказалось) Бюльбюля в Шуше состоялся в просторном зале бывшего реального училища. Сюда собралось более тысячи зрителей, пришедших из самых далеких селений Шушинского района. Когда на сцене появился Бюльбюль, зрители встали и в течение нескольких минут горячо аплодировали своему любимцу. Кажется, Бюльбюль никогда не пел так прекрасно, с таким вдохновением и страстью, как в тот вечер. Это вполне естественно. Потому что он пел в Шуше — краю, где родился и вырос. Никто в тот вечер не мог и подумать, что через два месяца Бюльбюль навеки умолкнет… 26 сентября 1961 года его не стало.

В истории вокального искусства Азербайджана богатейшее и неповторимое творчество Бюльбюля занимает особое место. Как Собинов был первым русским бельканто, так и Бюльбюль останется в истории азербайджанской музыки лучшим азербайджанским бельканто. На сцене он жил, и все его сценические образы были исполнены темперамента и искренности, которым нельзя было противостоять. Прекрасные песни в блистательном исполнении великого Бюльбюля навечно вписаны в историю музыкального искусства Азербайджана.