Важное

Чего добивается Франция саботируя и провоцируя Азербайджан? - отвечает французский политолог

img

Интервью с французским политологом, Исследователем Института развития и дипломатии (Университет ADA) Максимом Гауином.

- Чего добивается Франция на Южном Кавказе, саботируя и провоцируя Азербайджан?

- Было бы неправильным утверждать, что «Франция саботирует» кого-либо на Южном Кавказе. Франция была крупнейшим продавцом военной техники НАТО в Азербайджан (после Турции) с 2014 по 2022 год, поставляя спутники, радары, лазеры, боеприпасы и т. д. (все это совместимо с ракетами стандарта НАТО, продаваемыми Турцией и Израилем). В отличие от правительства США, которое всегда отказывалось это сделать, французское правительство к 2018 году подало в суд на муниципалитеты, подписавшие соглашения с муниципалитетами оккупированного Карабаха, поскольку муниципалитет не имеет права иметь собственную дипломатию, что противоречит политике правительства. Последняя заявка муниципалитета была отклонена в 2022 году.

Франция решительно предложила Николу Пашиняну стать соавтором взаимного признания территориальной целостности Армении и Азербайджана в октябре 2022 года (Пражская декларация). Затем Франция настойчиво предложила ему подписать Гренадскую декларацию, добавив год спустя количество квадратных километров признанной азербайджанской территории.

Я слышал много опасений по поводу (чисто символических) продаж военной техники в Армению. Эти опасения полностью опровергаются фактами. Эти продажи начались после освобождения Ханкенди и декларации Гренады. Что произошло с тех пор?

Менее тревожный период на армяно-азербайджанской границе с 1991 года; первая взаимная дипломатическая поддержка между Ереваном и Баку на дипломатическом поприще, вызвавшая гнев националистов диапоры; и теперь возвращение четырех (из восьми) оккупированных деревень. Никол Пашинян попросил у Франции поддержки не против Азербайджана, а против своей связанной с Кремлем оппозиции, которая каждый день повторяет, что Карабах был потерян только потому, что Пашинян пытался дистанцировать Армению от России. Факты доказали его правоту в этом вопросе.

Несколько слов в оправдание моей характеристики продаж как «чисто символических». Два радара, прибывшие в Армению, сами по себе далеко не компенсируют армянские потери (19 в 2020 году, еще три в 2022 году) и даже пока невозможны для использования, так как несовместимы с используемыми Арменией ракетами российского и советского производства. Никакого контракта на продажу ракет класса «земля-воздух» (или ракет любого другого типа) до сих пор не подписано, несмотря на желание правительства Армении.

Поставленная 21 машина «Бастион» (из 50 обещанных) практически столь же бесполезна. В 2020 году Армения потеряла 154 пехотных бронемашины. Более того, от этих «Бастионов» Украина отказалась, в отличие от высоко оцененных украинскими солдатами Véhicules de l’avantblindés (VAB), поскольку броня недостаточна. Собственно, французская армия так и не закупила ни одного Bastion и эта машина боеспособна только для борьбы с ополченцами в Африке. И последнее, но не менее важное: французские солдаты сняли пулеметы, что сделало эти машины совершенно непригодными для боя.

Также продано и доставлено 160 снайперских винтовок. Помимо того, что 160 винтовок – это ничтожная огневая мощь по сравнению с азербайджанской армией, модель, продаваемая компанией PGM (Ultima Ratio), предназначена для полиции. Ее купила французская и израильская полиция, но не французская армия и не израильские силы обороны. Стреляет пулями 7,62×51 мм. Это мощный боеприпас, но его останавливает любая броня, соответствующая стандарту НАТО Stanag 3. Тем не менее, Азербайджан с 2007 года производит собственные пехотные бронемашины «Мародёры» в партнерстве с ЮАР, и эти машины строятся по стандарту Stanag 3. В каталоге PGM есть военная модель Hécate-II, стреляющая пулями 12,7 × 99 мм. Они пробивают броню Stanag 3; Hécate-II используется французской, швейцарской, польской и бразильской армиями. Иными словами, с проданной в Армению винтовкой вы не сможете остановить азербайджанскую бронемашину пехоты, а с непроданной в Армению моделью - можете.

Что касается провокаций, то большинство из них исходят от яростных противников Эммануэля Макрона, таких как мэр Парижа Анн Идальго или президент Сената Жерар Ларше. Честно говоря, я никогда не понимал, почему некоторые азербайджанские СМИ хотят возложить на Макрона ответственность за то, что говорят его политические враги, зачастую для того, чтобы поставить его в неловкое положение. Министр иностранных дел Екатерина Колонна разрушила в октябре прошлого года (во время своего визита в Ереван) то, что она построила во время своего визита в Баку, это правда, но в январе ее заменили.

- Считаете ли вы, что напряженность между Францией и Азербайджаном сохранится после 2027 года, когда будет избран новый глава страны?

- Я думаю, что напряженность может снизиться в этом году, подобно тому, как напряженность в отношениях с Турцией резко снизилась к 2021 году. Объективных причин для напряженности буквально нет. Никто не знает, что будет в 2027 году. Могу только сказать, что националисты армянской диаспоры во Франции семь дней в неделю работают над тем, чтобы ввести в заблуждение будущих кандидатов, в то время как со стороны турецкой и азербайджанской диаспор не наблюдается никакой противодействия.

- В чем причина ухудшения отношений между Парижем и Баку?

- Макрон был первым французским президентом с 1974 года, избранным без каких-либо прошлых отношений с армянскими группами. Эти группы гораздо быстрее, чем турки и азербайджанцы, заговорили с ним (я лично испытал на себе абсолютный отказ вступивших в его партию французских турок послать ему какое-либо письмо об армянском экстремизме в 2017 году). Но дело в том, что избиратели армянского происхождения приходят на избирательные бюллетени во Франции, в то время как очень немногие избиратели турецкого происхождения делают то же самое, и в то время, как 1000 азербайджанцев (не все имеют французское гражданство) зарегистрированы в консульском отделе вашего посольства.

У армянских националистов есть бюджет на связь, а у вашего посольства в Париже его нет. До 2021 года публичные угрозы убийством в адрес любого журналиста, ученого и т. д., говорящего правду о карабахском конфликте, повторялись. В последнее время это снизилось. После того, как Эльза Видаль, руководитель русской службы государственного Radio France Internationale, заявила в сентябре 2023 года в эфире France 5 (государственный телеканал), что нет логики в том, чтобы поддерживать территориальную целостность Украины и не поддерживать единство Азербайджана, что четыре резолюции Совета Безопасности ООН (все проголосовали за Францию) признают Карабах азербайджанским и что азербайджанцы Карабаха подверглись этническим чисткам в 1992-1994 годах, она получила несколько оскорблений в Твиттере, но никакой угрозы не было.

Одной из причин уменьшения угроз является то, что Лорис Туфанян, лидер «Чарджуума» (объединения армян-националистов, вышедших из Армянской революционной федерации в 2015 году), был осужден в июне 2023 года за повреждение двери азербайджанского посольства в Париже. Эту возможность следует использовать.

Другая проблема заключается в том, что азербайджанская сторона до сих пор не сотрудничала с украинцами и не использовала материальную поддержку Баку для Украины с целью улучшения своего имиджа во Франции. Турция в этом отношении добилась большего успеха. Один журналист, Ксавье Тительман, изменил свои предпочтения на Южном Кавказе после 2022 года в результате поддержки азербайджанцами украинского языка, но до сих пор ни один азербайджанец с ним не разговаривал; единственные, кто убедил его прекратить поддержку армянского дела, - это его украинские друзья. Многие другие французские журналисты почувствовали бы такую же перемену, если бы вы поговорили с ними.

Хочу добавить, что Россия делает все, чтобы отравить двусторонние отношения, не только потому, что французское вооружение (ракеты «Скальп», бомбы с лазерным наведением AASM, гаубицы «CAESAR», противотанковые ракеты «Акерон») разрушительно для ее армии в Украине, но еще и потому, что существует явное желание изгнать Россию с Южного Кавказа.

- Может ли крупный французский бизнес в Баку повлиять на политическое решение французского правительства?

- Определенно, но для подробностей этот вопрос следует задать им напрямую. Могу лишь отметить, что был упущен повод в 2017-2018 годах, когда Эммануэль Макрон предложил продать Баку лучшую в мире систему ПВО SAMP/T, с полным успехом применявшуюся на Украине.

Когда украинцы хотят уничтожить российскую ракету, они делают один выстрел из SAMP/T, два — из системы Patriot американского производства. SAMP/T, защищающие Киев, никогда не были насыщены, тогда как прошлой осенью израильская система была насыщена дронами иранского производства. Если бы контракт был подписан, Баку получил бы значительные рычаги влияния в Париже.

- Как сообщается, только через территорию Азербайджана возможны поставки урана из Казахстана во Францию, поэтому Франция оказывает давление на Баку. Каковы препятствия для этого проекта?

- Я не могу определить препятствия. Я вижу только общие интересы. Казахстан становится все более важным для Азербайджана и мог бы стать посредником в отношениях с Францией.

– Как получилось, что такая противоречивая фигура, как Макрон, претендует на лидерство в европейской политике?

- Он с самого начала настаивал на необходимости построения европейской обороны вместо того, чтобы верить, что американцы всегда вмешаются в случае необходимости. Теперь эту необходимость понимают, особенно в Польше, Швеции и странах Балтии. Он также является пока единственным главой государства, который предоставил Украине как ракеты большой дальности, так и бомбы с лазерным наведением. Возможно, после голосования в Конгрессе США все изменится, но он останется первым.

Германия дискредитировала себя, отказавшись отправить ракеты «Таурус» на Украину. Британская армия не получила такого же усиления, и, как вы знаете, Великобритания вышла из Евросоюза.