Интересное

Самые безумные гонки, открывавшие сезоны «Формулы-1» - ВИДЕО

img

Механики «Хааса» вошли в историю.

Первый Гран-при 2018 года сходу запомнился фанатам «Феррари» победой Себастьяна Феттеля, завоеванной благодаря удачному заезду в боксы в режиме вирутальной машины безопасности. Однако титул главных героев гонки все равно достался не четырехкратному чемпиону мира и стратегам из Маранелло, а работникам «Хааса», как раз и вызвавшим желтые флаги и сэйфти-кар. Они недокрутили колеса обоим болидам своей команды и спровоцировали двойной сход буквально в течение десяти минут, хотя обычно одна бригада механиков сталкивается с подобной невероятной ошибкой не чаще одного раза за сезон. Вряд ли подобное безумство происходило ранее в истории «Формулы-1».

Однако за почти семьдесят лет существования гоночной серии сезоны не раз начинались и с еще более невероятных историй.

Завал на старте Гран-при Австралии 2002 года

Коллапс начался с погасших огней и Ральфа Шумахера, отправившегося в своей знаменитый полет после контакта с Рубенсом Баррикелло.

Всего в инциденте пострадало восемь машин: помимо пилотов «Феррари» и «Уильямса» из-за повреждений сошли Джанкарло Физикелла, Фелипе Масса, Ник Хайдфельд, Дженсон Баттон, Оливье Панис и Аллан Макниш. Из-за массового уничтожения машин конкурентов Марк Уэббер на крайне слабой «Минарди» сумел занять пятую позицию на домашней трассе и набрать первые очки команды с 1999 года (следующих зачетных баллов фанатам итальянцев пришлось ждать еще два сезона).

«Лжегейт» на Гран-при Австралии 2009 года

Главным безумством той гонки должен был стать сенсационный триумф Дженсона Баттона и «Брауна», возрожденного буквально в последний момент после ухода «Хонды», однако инцидент на последних кругах затмил даже историю автоспортивной Золушки. Гран-при заканчивался в режиме автомобиля безопасности из-за столкновения Себастьяна Феттеля и Роберта Кубицы в борьбе за второе место, но Ярно Трулли, удерживавший третью позицию, все равно умудрился допустить ошибку в последнем повороте и выехать на траву. Следовавший четвертым Льюис Хэмилтон логично обогнал «Тойоту», но затем резко замедлился и сместился с траектории. Трулли вернул позицию — но под клетчатым флагом получил 25 штрафных секунд от стюардов за запрещенный маневр.

По словам Ярно, он подумал, что у Льюиса возникли проблемы, и посчитал обгон единственной верной реакцией. Но, как выяснилось после, спортивный директор «Макларена» Дэйв Райан приказал Хэмилтону по радио вернуть позицию пилоту «Тойоты», а стюардам на разбирательствах заявил обратное. Когда переговоры расшифровали и обман вскрылся, то Хэмилтона дисквалифицировали, Райана уволили, а с Трулли сняли наказание.

День аутсайдеров на Гран-при США 1990 года

В те времена квалификация разбивалась на пятницу и субботу — и в первый день лидеры обычно особо не усердствовали. Однако второй сегмент Финикса отменили из-за проливного дождя — и пятничные результаты неожиданно стали окончательными. Удивленные фанаты обнаружили Пьерлуиджи Мартини из «Минарди» (11-е место в Кубке конструкторов предыдущего сезона) на второй позиции на стартовой решетке, Андреа де Чезариса из «Даллары» (восьмое место в КК-1989) – на третьем и Жана Алези из сильно сдавшего «Тиррелла» – на четвертом. Для сравнения, действовавший на тот момент чемпион Ален Прост не попал даже на первые три стартовых ряда, а великий мастер квалификаций Айртон Сенна оказался всего лишь пятым.

В гонке градус сумасшествия чуть снизился, но Алези все равно пролидировал 34 круга и завершил гонку вторым. Причем немалую часть заезда Жан сражался за первое место с легендарным Волшебником, пилотировавшем чемпионский «Макларен» – и не уступал, несмотря на колоссальную разницу в технике.

Напарник Алези Сатору Накадзима стал шестым, Мартини упал на седьмую позицию, а еще один аутсайдер Эрик Бернар на «Лоле» финишировал восьмым. Тот день (11 марта) воистину можно назвать одним из самых успешных в истории конюшен, традиционно причисляемых к слабым.

Фальстарт Баррикелло на Гран-при Австралии 2003 года

Наверное, пилот «Феррари» чересчур сильно хотел убедить руководство в способности бороться за титул — и потому сорвался с места слишком рано.

Бразильцу грозил неминуемый штраф в виде проезда по пит-лейн, и потому гонщик выжимал из себя и техники все, что только мог. В результате он снова перестарался, потерял контроль над машиной, врезался в барьеры и сошел.

Но и конец Гран-при тоже получился сумасшедшим: лидерство пять раз переходило из рук Михаэля Шумахера к Хуану-Пабло Монтойе и Кими Райкконену, пока на первое место за десять кругов до конца не выбрался Дэвид Култхард. Он и одержал победу — последнюю в своей карьере.

Адская погода на Гран-при Аргентины 1955 года

Заезд прошел на треке Буэнос-Айрэса при температуре в +40 по Цельсию и завоевал титул самой жаркой гонки в истории «Формулы-1». Лишь дважды за все последующие 63 года рекорд был повторен (Гран-при Западного США-1984 и Гран-при Бахрейна-2005), но ни разу его так и не превзошли.

Однако заезд не просто состоялся, но еще и длился более трех часов (96 кругов). В то время пилотам разрешалось сменять друг друга за рулем болидов своих команд, так что местные зрители увидели настоящую карусель. Например, Джузеппе Фарина отметился в двух машинах (обе классифицировали на подиуме), а его напарник Морис Трентиньян — даже в трех. В целом четырнадцать гонщиков сменяли товарищей по команде, чтобы остыть и отдохнуть, но двое смельчаков все-таки провели весь заезд от начала и до конца. Одним из них был финишировавший пятым Роберто Мьерес, а вторым — великий пятикратный чемпион Хуан-Мануэль Фанхио. Он и выиграл домашнюю гонку.

Круг отрыва на Гран-при Австралии 1998 года

Желающим поныть о слишком сильном доминировании «Мерседеса» и поностальгировать о «старых добрых временах» определенно нужно вспомнить первый этап сезона двадцатилетней давности. В ней «Макларен» был настолько беспощаден и несокрушим, что привез всему пелотону целый круг преимущества, причем даже без борьбы между напарниками : Дэвид Култхард и Мика Хаккинен договорились накануне старта и не собирались сражаться за лидерство. По условиям их соглашения, побеждал тот, кто первым войдет в первый поворот — потому шотландец запросто пропустил выигравшего старт финна к за три круга до финиша. Более того, Култхарду даже пришлось замедляться и ждать отставшего на 30 секунд из-за ошибочного пит-стопа напарника — но оба «Макларена» все равно привезли круг всем остальным командам.

Наверное, смотреть ту гонку в прямом эфире было безумно весело.

Шесть финишировавших на на Гран-при Австралии 2008 года

Первый же заезд после отмены трэкшн-контроля выдался очень суровым. Ходили слухи, что именно новый регламент здорово изменил управляемость машин и спровоцировал многие аварии — в том числе и стартовые инциденты с Энтони Дэвидсоном, Себастьяном Феттелем и Джанкарло Физикеллой и Марком Уэббером с Дженсоном Баттоном. По ходу гонки Масса и Култхард тоже сошли из-за невероятно зрелищной аварии, как и Тимо Глок с Робертом Кубицей — итого почти пол-пелотона закончили гонку раньше времени из-за различных столкновений.

На избежавших аварий пилотов напали еще и технические неполадки. Так Ярно Трулли подвела его «Тойота», Адриан Сутиль отправился отдыхать из-за отказа гидравлики, Нельсон Пике сошел из-за сбоя сцепления, у Такумы Сато сгорела коробка передач, а у Райкконена с Себастьяном Бурдэ – двигатели. Но глупее всех вне списка финишеров оказался Баррикелло, дважды нарушивший правил пит-стопов (выезд из боксов на красный свет + дозаправка во время режима машины безопасности) — его просто дисквалифицировали после завершения Гран-при.

В итоге в протоколах заезда отражен финиш лишь шести пилотов, что до сих пор является рекордом XXI века.

Забастовка на Гран-при Южной Африки 1982 года

Перед стартом сезона ФИА ввела новые правила получения суперлицензии – например, по их условиям гонщик должен был выступать за свою команду до истечения договора, и досрочный разрыв контракта означал отзыв разрешения на участие в чемпионате. Нововведения очень не понравилось двукратному на тот момент чемпиону мира Ники Лауде, и он совместно с главой Ассоциации пилотов Гран-при Дидье Пирони учинил настоящий бунт.

Накануне практик австриец с французом отвезли всех коллег (кроме опоздавшего Йохена Масса) в Йоханнесбург, разместили в отеле «Саннисайд парк» и объявили, что отказываются гоняться, пока чиновники не отменят кабальное правило. Переговоры шли до самого дня квалификации, и в конце концов стороны сошлись на компромиссе: участников забастовки оштрафовали на 10 тысяч долларов (позже суммы сократили вдвое), а спорное правило суперлицензии заморозили на время Гран-при с условием дальнейшего пересмотра.

Гонщики объявили о своей победе, но после финиша заезда всех бунтовщиков отстранили от чемпионата мира, а Апелляционный суд автомобильной федерации внезапно оставил все пункты правил получения разрешения на участие в «Формуле-1» без изменений. Пилотам все-таки пришлось смириться — и больше столь масштабных профсоюзных выступлений серия уже не знала.