Мир наблюдает за превращением Меган Маркл в принцессу. Невеста принца Гарри уже удалилась из соцсетей. И это лишь первая в череде жертв, на которые ей придется пойти. Разбираемся в королевском протоколе, который никто не отменял и в XXI веке.
Брак с дозволения
Какая она — монархия в XXI веке? С одной стороны, наблюдая за историей принца Гарри и Меган Маркл, которая происходит на глазах миллионов буквально в режиме онлайн, можно подумать, что давление на членов королевской семьи стало меньше. Елизавета II одобрила выбор внука и разрешила ему жениться на разведенной католичке Маркл (правда, до свадьбы она приняла англиканство).
При этом меньше века назад дяде действующей королевы пришлось отказаться от престола ради любви. Эдуард VIII хотел жениться на Уоллис Симпсон, но его избранница, которая до этого уже дважды вступала в брак, была неугодна двору и политической элите страны. Тогда в ночь на 11 декабря 1936 года Эдуард VIII выступил по радио с речью: «Я нашел невозможным нести тяжелое бремя ответственности и исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую люблю».
Принц Гарри женится — и женится по любви, но это не отменяет того, что британская монархия по-прежнему строго следует протоколу. Так, ложкой дегтя в королевской love story может стать то, что Елизавета II проигнорирует свадьбу внука. Королева возглавляет англиканскую церковь, которая категорически против разводов (Меган Маркл уже была замужем за режиссером Тревором Энгельсоном). В 2005 году Елизавета по той же причине пропустила гражданскую часть свадебной церемонии собственного сына принца Чарльза, сочетавшегося браком с разведенной Камиллой Паркер Боулз. Правда, позднее она появилась на службе в церкви.
Если членам британской королевской фамилии достаточно благословения на брак королевы, то в Швеции монархи должны получать на него разрешение у правительства. Когда наследница престола принцесса Виктория в 2010 году выходила замуж за своего личного тренера Даниэля Вестлинга, ее отец — король Карл XVI Густав — отдельно и горячо благодарил шведский Риксдаг.
А история японской принцессы Мако и вовсе заставляет вспомнить Эдуарда VIII. Старшая внучка японского императора Акихито осенью 2017 года объявила о помолвке. Ее избранником стал простолюдин, из-за чего после свадьбы принцесса Мако потеряет свой титул и часть привилегий.
Без Instagram и собственных дворцов
Одной из первых жертв, на которую пришлось пойти Меган Маркл, стало ее удаление из всех социальных сетей. Членам королевской британской семьи не положено напрямую рассказывать о своей жизни и делиться фотографиями. Их общение с миром происходит через официальные аккаунты Букингемского и Кенсингтонского дворцов. Правда, поклонники Меган Маркл не теряют надежды на ее возвращение в Twitter и Instagram. Они даже создали петицию «Модернизируйте монархию — верните соцсети Меган Маркл», под которой подписались уже почти 5 тыс. человек.
Пока редакторы моды по обе стороны Атлантики спорят, за кем из жен наследников британского престола закрепится статус иконы стиля, Меган Маркл вынуждена заучивать строгие правила и запреты королевского дресс-кода. Кстати, некоторые из них она уже успела нарушить. Так, на первой же съемке после объявления о помолвке невеста Гарри появилась перед журналистами с голыми ногами. Подобное строго запрещено в королевской семье. Появляться на публике разрешено только в колготках и только одного оттенка — телесного.
Такое же правило действует и в Испании. Одну из самых стильных европейских королев Летицию в 2015 году раскритиковали за черные колготки, которые она надела с коротким черным платьем.
Отказаться Меган Маркл придется и от привычных нарядов, в которых она выходила на красные ковровые дорожки. С платьем, выбранным для первого совместного официального портрета, она уже успела попасть впросак. Впечатляющий наряд британского бренда Ralph & Russo c полупрозрачным верхом и юбкой в рюшах из органзы сразу же привлек внимание общественности своей ценой — £56 тыс. Из-за поднявшегося шума Кенсингтонский дворец даже поспешил объясниться, заявив, что платье было куплено «частным образом».
Еще Меган Маркл должна будет не забывать брать с собой в каждую поездку черное платье. Облачаться во все черное члены монаршей семьи могут лишь во время траура. Но на случай, если во время поездки кто-то из членов семьи умрет, темный однотонный наряд должен быть всегда под рукой.
Еще один запрет королевского гардероба распространяется на ношение меха. Причем существует он с XII века — такое решение принял король Эдуард III. Любопытно, что чаще других это правило нарушает сама действующая королева. В декабре 2015 года на рождественской службе Елизавета появилась в пальто с мехом и отороченной им же шляпке. А за два года до этого там же, в графстве Норфолк, пришла на праздничную службу и вовсе в шубе. Тогда королеву раскритиковали зоозащитники и простые подданные Ее Величества.
Помимо запретов в одежде у членов монарших семей есть и более существенные ограничения. Например, они не могут голосовать. Виндзоры и представители королевского дома Швеции должны оставаться нейтральными и не влиять своим мнением на политические решения подданных. А вот испанский король Филипп VI высказывать свое мнение не стесняется. Осенью 2017 года он выступил на ТВ с заявлением по поводу референдума Каталонии об автономии, назвав его незаконным.
Правда, испанские монархи втайне могут завидовать другим королевским семьям Европы. Причина — запрет на владение своими дворцами и особняками. Резиденции находятся в собственности государства и во временном пользовании монарших особ.
Совместное Рождество и никакого крика на корги
Не могут близкие Елизаветы II и выбрать страну для рождественских каникул. Новогодние праздники семья проводит в одном месте — в резиденции Сандрингем. Кстати, к Рождеству королева готовится заранее. Еще на летних каникулах она начинает подписывать поздравительные открытки, количество которых достигает нескольких сотен.
Королевские запреты распространяются и на лексикон Виндзоров. В 2004 году антрополог Кейт Фокс выпустила книгу «Наблюдая за англичанами: скрытые правила поведения». Так, Меган Маркл стоит запомнить, что члены королевской семьи не употребляют слово «шикарный» (posh), вместо «дивана» (couch) присаживаются исключительно на «софу» (sofa), а про «туалет» (toilet) нужно просто забыть. В королевских кругах существует лишь «уборная» (lavatory).
И еще один запрет, про который должны помнить члены королевской семьи, касается любимых собак Елизаветы II — ее корги. На них нельзя поднимать голос и сгонять с дивана. В противном случае можно навлечь на себя гнев их титулованной хозяйки.