Ученые выяснили, как рак тасманского дьявола стал заразным

Тасманские дьяволы — единственные животные на планете, чьи опухоли начали передаваться от особи к особи. И сейчас биологи раскрыли этот механизм.

Ученые из Исследовательского института CeMM и Венского университета разгадали загадку трансмиссивной лицевой опухоли тасманского дьявола и показали, как проходит процесс заражения на клеточном уровне. Работа опубликована в журнале Cancer Cell.

Обычно карцинома развивается из клеток отдельно взятого организма и не передается другим индивидам. У тасманских дьяволов — самых больших хищных сумчатых — это заболевание возымело иной характер. Лицевая опухоль тасманского дьявола стала передаваться от одного животного к другому, что значительно снизило их популяцию и за два десятка лет своего существования убило 90 процентов особей этого вида. По словам ученых, рак передавался через укусы, а все собранные образцы опухолей генетически почти идентичны друг другу, что, по-видимому, говорит о происхождении из одной клетки прародителя. Долгое время биологи пытались понять механизм заражения, и теперь исследователям из Австрии это удалось.

Открытие случилось благодаря моделированию заболевания у мышей, изоляции ДНК и РНК, масс-спектрометрии и многим другим современным методам. Авторы обнаружили, что рецепторы раковых клеток, носящие имя ERBB, запускают цепную реакцию внутри клетки, которая приводит к активации белка STAT3. Тот, в свою очередь, меняет генетический код, в результате чего раковые клетки становятся незаметными для иммунной системы, но пролиферация (разрастание ткани) увеличивается.

Этим достижения биологов не ограничились. Они сумели ингибировать активность рецепторов ERBB, что остановило всю последующую цепь реакций и позволило уничтожить раковые клетки. По словам ученых, такой механизм может лечь в основу лекарства, которое вылечит тасманских дьяволов. Один из авторов работы Андреас Бергталер (Andreas Bergthaler) заметил, что 99,1 процента белков тасманского дьявола STAT3 идентичны тем же белкам у человека. Те гены, которые активирует этот белок, также существуют в клетках рака у людей. Возможно, результаты этих исследований отразятся на поисках методов лечения рака у людей.

Ранее исследователи из Университета штата Вашингтон заметили, что тасманские дьяволы способны бороться с опухолью. Ученые изучили ДНК животных с карциномой (DFTD) и тех их сородичей, которые выработали резистентность к заболеванию. Они выделили несколько участков генов, которые могут отвечать за сокращение опухоли.