Почему дед Чарльза Дарвина почти всю жизнь провел в экипаже, как ему и его единомышленникам помогала полная Луна и почему он не патентовал свои многочисленные изобретения, читайте в нашем материале.
«Взрывались солнца в вихре, и без меры
Из сфер другие вырывались сферы.
Когда ж на них морей осела гладь
И стала всюду сушу омывать, —
Согрета солнцем, в гротах, на просторе
Жизнь организмов зародилась в море.
Так без отца, без матери, одни
Возникли произвольно в эти дни
Живого праха первые комочки;
Растений мир и насекомых рой
Восстал микроскопической толпой,
Стал двигаться, дышать и множить почки».
Это поэтическое произведение называется «Храм природы». Казалось бы, прекрасная иллюстрация к эволюционной теории Дарвина. Однако эти стихи были написаны больше чем за полвека до публикации «Происхождения видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». Однако к Дарвину и стихи, и их автор имеют самое прямое отношение. Собственно говоря, их автор — Дарвин. Эразм Дарвин, дедушка великого эволюциониста (как и антрополога Фрэнсиса Гальтона). А кроме того, выдающийся врач, изобретатель, философ и популяризатор науки. Так что мы смело можем назвать нашего сегодняшнего героя, дедушку Чарльза Дарвина, отца теории эволюции, прадедушкой происхождения видов.
Впрочем, главным своим делом Эразм Дарвин считал все-таки стезю Асклепия и Гиппократа. Хотя тут добиться признания ему помог случай. Окончив медицинскую школу Эдинбургского университета, он попытал счастья в Ноттингеме, но там все хорошие практики были заняты, и пробиться не получалось.
Поэтому он переехал в Личфилд и уже менее чем через месяц ему повезло: он сумел вылечить умирающего юношу, применив какие-то (не сообщается, какие именно) новшества. Слава о 25-летнем враче-гении разнеслась по округе, и проблем с клиентами больше не было. Забегая вперед, скажем, что экспериментировать с пациентами Эразм любил, но не всегда успешно. Иногда лечение достаточно простого случая оканчивалось смертью, однако это было не так часто, и талант с обаянием заставляли прощать Дарвину все. Георг III приглашал Дарвина стать придворным врачом, но ему было милее личфилдское общество.
Как шутили его современники и он сам, большую часть жизни он провел в экипаже. Шутки-шутками, но для работы он действительно был прекрасно оборудован — удобным столиком и освещением. Именно по дороге к пациентам были написаны основные его произведения и стихи.
Врачуя, он не забывал и о просвещении, регулярно устраивая публичные лекции для людей своего круга. Правда, объявления о лекциях были пугающими. Вот, например, такое: «Тело преступника, которого приказано казнить в понедельник 25-го числа в Личфилде, будет затем доставлено в дом д-ра Дарвина, и он во вторник, в 4 часа дня начнет курс лекций, который будет продолжаться ежедневно, пока можно будет сохранять тело...». Как мы уже писали, обаятельному Дарвину сходило с рук все.
Кстати, об обаянии. Несмотря на то, что с возрастом Дарвин-дед стал очень полным, его всегда любили женщины (а он их). Дважды он был женат на безумно красивых женщинах, Мэри Ховард и Элизабет Поул, которые родили ему в сумме дюжину детей. Еще две дочери появились у него после смерти Мэри, когда он вынужден был нанять гувернантку Мэри Паркер для присмотра за младшим на тот момент сыном, Робертом (отцом Чарльза Дарвина). Эразм и Мэри весьма быстро стали любовниками — со всеми вытекающими последствиями. К чести Эразма, двух внебрачных дочерей он признал наравне с другими своими детьми.
Когда его вес перевалил за полтора центнера, он перестал измерять его, но начал посылать перед собой к пациенту кучера, дабы тот проверял, выдержит ли его пол в доме (справедливости ради, скажем, что эту байку рассказывают и про сына Эразма, Роберта Дарвина, который был не только отцом Чарльза Дарвина, но и врачом, причем тоже весьма полным).
Но вернемся к интеллектуальному труду. Разумеется, быть просветителем в век Просвещения и не основать философское общество (или хотя бы не состоять в нем) – это моветон. Вот и наш герой основал «Лунное общество» (не один, конечно). Нет, в нем не собирались вампиры Бирмингема. Как говорят, название было выбрано потому, что собрания проводились в дни полнолуния, для того чтобы засидевшимся до ночи джентльменам было удобно при свете полной луны разъезжаться по своим поместьям. Все же до освещенных дорог в середине XVIII века было далеко.
Среди собеседников Дарвина в этом клубе было много очень талантливых людей. Хотите примеров? Извольте: Уильям Гершель, первооткрыватель планеты Уран, сэр Джон Баскервиль, один из крупнейших типографов Британии (шрифт «Баскервиль» знаете?), Джон Смитон, конструктор маяков, Джеймс Уатт (паровая машина и единица мощности), Бенджамин Франклин (молниеотвод, Декларация Независимости США, духовка и 100-долларовая купюра)… Вне общества Дарвин известен как собеседник Руссо. Организовал философское общество (джентльменский клуб) Дерби и Личфилдское ботаническое общество, которое переводило на английский Линнея. Дарвин боролся за образование для женщин и против рабства, писал книги, которые папа римский включал в Индекс запрещенных книг, и оставил след во многих областях науки и техники.
Немало идей Дарвин выдвинул и в области астрономии. Вот, например, цитата из дополнительной заметки «Вулканы» к той же книге «Храм природы»: «Следует еще добавить, что могут встречаться и другие упругие пары, образующиеся при сильном нагревании испаряющегося вещества, например ртути или даже алмазов; эти пары могут быть более упругими, а следовательно, развивать более сильную энергию, чем водяной пар, даже нагретый до красного каления. Поэтому они в состоянии развить энергию, достаточную для того, чтобы поднять острова и материки и даже выбросить Луну из земли.
Если предположить, что Луна была таким образом выброшена из котловины, в которой теперь находится Южный океан, то огромное количество воды, влившееся в нее из первобытного океана, который в то время покрывал землю, могло значительно способствовать подъему материков и островов, которые в это же время могли появиться на поверхности воды».
В общем, конечно, не импактная теория происхождения Луны, которая сейчас преобладает среди планетологов, но тоже вполне имеющая право на существование.
Нужно сказать, что Эразм был талантливым во всем. Ему принадлежит несколько изобретений, которые он не стал патентовать, опасаясь, что это повредит его карьере врача. Так, для другого дедушки Чарльза Дарвина, Джозайи Веджвуда (основателя компании Wedgwood), он создал горизонтальную ветряную мельницу. А еще Дарвин-дед изобрел автопилот для экипажа, копировальную машину, механическую птицу, буксир для барж (судоподъемник) и множество метеорологических приборов, не говоря уже о набросках ракетного двигателя.
Воистину, дедушка Чарльза Дарвина по своим талантам был гораздо значительнее своего внука. Просто он не мог сосредоточиться на чем-то одном. Зато он прожил удивительно счастливую жизнь. Не зря он писал Роберту Дарвину, что лучше приятно провести жизнь, чем к концу ее иметь большое состояние. Эразм Дарвин, несмотря на свой запредельный вес, дожил до 70 лет и умер внезапно в собственном кресле. Достойная жизнь и достойная смерть замечательного человека.