Эту прекрасную блондинку знали на всей территории Советского Союза. Миледи из французских «Трех мушкетеров», Элен из трилогии о Фантомасе – она была отечественному зрителю куда ближе и роднее, чем Брижит Бардо, главный на тот момент секс-символ Франции. Наполовину украинка по происхождению, по натуре – гадкий утенок, превратившийся в прекрасного лебедя, Милен Демонжо взлетела к вершинам киноиндустрии, чтобы потом оставить их ради любимого человека.
Детство: война и комплексы
Мари-Элен Демонжо появилась на свет 29 сентября 1935 года в Ницце. Отец был наполовину француз, наполовину итальянец, а мать, Клавдия Трубникова, родилась и провела детство в Харькове. В 1918 году ее семья эмигрировала из военной России, сначала в Шанхай, а затем во Францию. Раннее детство будущей актрисы прошло большей частью на вилле бабушки, которую Милен называла Нонной. Вскоре после начала Второй мировой войны отец перевез семью в Париж, где ему удалось найти работу. В своей автобиографии Демонжо вспоминает, как в 1944 году они были вызваны к умирающей бабушке в Ниццу, как ехали в переполненном поезде, но застать Нонну живой не успели.
После войны семья Демонжо обосновалась в Монпелье – другом городе на юге Франции. И Милен оказалась во власти двух страстей, которые станут определяющими в ее судьбе и карьере. Первой страстью была музыка. В новом доме стояло фортепиано, и девочка начала заниматься – сначала наигрывая двумя пальцами, самостоятельно подбирая мелодию, затем – с помощью учителя, который приходил трижды в неделю и со временем стал возлагать на начинающую пианистку серьезные надежды. Отцу досталась ложа в местной опере – и они с Милен с удовольствием проводили там вечера, наслаждаясь «Травиатой», «Риголетто», «Фаустом», «Кармен»…
Милен не только любила музыку всей душой, но и отличалась неплохими способностями – к тому же, это был для нее едва ли не единственный способ проявить себя. Училась она неважно – предметами, в которых мадемуазель Демонжо сопутствовал успех, были разве что французский язык и латынь – все остальное, математику, а особенно физкультуру, она ненавидела. Это было связано и с лишним весом, и с неловкостью, которой отличалась Милен с детства. Уже в раннем возрасте у нее обнаружился дефект зрения, косоглазие, из-за которого девочке приходилось носить очки и «постоянно смотреть вниз». Ни близких подруг, ни тем более поклонников у нее не было, зато было хобби, захватывающее Милен целиком и, пожалуй, конкурировавшее с музыкой – этим хобби было кино.
Милен Демонжо перед экраном и на экране
Как вспоминала потом Демонжо, до того, как узнать волшебный мир, открывающийся со входом в кинозал, она единственный раз побывала на показе – в Париже, в пятилетнем возрасте, когда смотрела там «Белоснежку». Теперь же, часами не выходя из кино, она смотрела, как живут на экране образы, созданные Кларком Гейблом и Вивьен Ли, Хамфри Богартом, Гэри Купером, Чарли Чаплином, Ритой Хейуорт. Когда не хватало денег на билет, она тайком таскала монетки из материнской сумочки. Главной мечтой Милен Демонжо была встреча с кумиром – Жераром Филипом.
Другой мечтой стало избавиться от своего дефекта и привычки смотреть вниз, а не на окружающих. Этому могла помочь лишь операция – и ее всеми правдами и неправдами девочка добилась, в конце концов вынудив родителей раскошелиться на дорогое лечение. После того, как все было исправлено, началась в буквальном смысле новая жизнь – Милен поняла, что может быть красивой. Уже в Париже, куда опять переехали Демонжо, произошло то, о чем мечтали и мечтают миллионы девочек во всем мире: на улице к ней подошел фотограф и спросил, не хочет ли она стать фотомоделью…
Начало работы у Пьера Кардена, а потом в других домах моды, дало Милен возможность начать двигаться к своей давней мечте, она поступила на актерские курсы и уже в 1953 году получила свою первую роль в фильме «Дети любви». Спустя еще несколько лет Демонжо была отмечена первыми номинациями и наградами, сыграв роль Абигейл в фильме «Салемские колдуньи». Дальнейшие киноработы подняли ее на уровень тех самых кумиров, которых она когда-то боготворила: теперь сняться в одном фильме с Милен Демонжо считали за честь и Жан Маре, и Ален Делон, и Жан-Поль Бельмондо. И знакомство с кумиром – Жераром Филипом – тоже не заставило себя долго ждать.
Говорили, что своим успехом она отчасти обязана сходству с Брижит Бардо. Да и сама Милен не отрицает того, что между ними много общего – помимо внешних черт это и любовь к животным, и даже дни рождения: Брижит родилась 28 сентября, Милен – 29. Сама Милен с детства пыталась подражать Дине Дурбин.
Рано или поздно французское кино не могло избежать экранизации «Трех мушкетеров» Дюма. Ослепительная блондинка Милен Демонжо получила в ней роль Миледи. "Мне нравится играть стерв", - объясняла она потом свое стремление сыграть леди Винтер.
Сотрудничая с компанией «Юнифранс», актриса снималась не только во Франции, но и за границей: в Италии, Югославии, Бразилии. Впрочем, за рубежом ее заметили еще в начале карьеры: в 1958 году, работая в США, она исполнила роль Эльзы в экранизации культовой книги Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть».
Особенное значение в карьере актрисы имела серия фильмов о Фантомасе – во всяком случае, именно благодаря ей Демонжо приобрела в Советском Союзе невероятную популярность. Стрижка «невесты Фандора», ее стиль в одежде, манера себя держать стали ориентиром для миллионов зрительниц. В компании с Жаном Маре и Луи де Фюнесом Демонжо посетила СССР, приехав на Московский кинофестиваль.
Милен Демонжо и Жан Маре «Фантомас» сделал актрису по-настоящему знаменитой
После замужества
В 1966 году актриса встретилась с Марком Сименоном, сыном знаменитого писателя. Встреча стала для обоих «ударом молнии». И Сименон, и Демонжо расторгли существовавшие на тот момент брачные отношения – Милен была замужем за фотографом Анри Косте – и в 1968 году поженились. Младший Сименон работал в киноиндустрии, был сценаристом и режиссером, и Милен посвятила себя семье и поддержке проектов мужа, отказавшись от дальнейшего развития своей карьеры.
Ради Марка Сименона Милен развелась с первым мужем, Анри Косте
Роли в фильмах у нее еще будут – в основном кино, телефильмы и мини-сериалы, которое снимал Сименон. Но главным смыслом жизни Демонжо на несколько десятилетий станет семейное счастье, а Милен утверждает, что оно в паре было. В восьмидесятых супруги переселились на остров Поркероль в Средиземном море, неподалеку от Тулона, и там в 1990 году была сыграна вторая свадьба – уже в католическом храме, с длинным платьем и всем, что полагается для торжественной церемонии.
Супруги много разъезжали по миру в связи с работой Сименона. В 1999 состоялась их последняя поездка – в Японию.
Вскоре после возвращения во Францию в результате несчастного случая Марк Сименон погиб. Новое тысячелетие французская кинозвезда встретила будучи вдовой.
После смерти мужа Демонжо стала возвращаться к ролям – не только в кино, но и в театре. Кроме того, она стала писать книги, в которых обращалась к собственной биографии и истории жизни ее матери.
Сейчас Милен Демонжо, несмотря на возраст, продолжает сниматься, писать книги, посещать кинофестивали, в том числе «Харьковская сирень», который был учрежден в 2009 году и чьим почетным президентом стала актриса. Она и сейчас продолжает вдохновлять своим примером тех, кто видит и ценит красоту и силу французских женщин – даже, а может – особенно – тех, кто по происхождению куда ближе нам, чем кажется при взгляде на экран.