Интересное

Джентльмен Джек: самая знаменитая лесбиянка XIX века

img

Канал HBO запустил сериал, основанный на личных дневниках Анны Листер — землевладелицы из Йоркшира,успешной предпринимательницы и «первой современной лесбиянки». За свою жизнь Анна написала в дневниках более 4 миллионов слов. Её записи охватывают период с 1806 по 1840 годы и насчитывают 26 томов. Как сложилась реальная жизнь Анны Листер, читай в нашей статье.

«Я люблю лишь прекрасный пол и любима им в ответ. Мое сердце бунтует против любой другой любви», — писала в своих дневниках Анна.

Дневники попали в посторонние руки совершенно случайно — их нашли спустя почти столетие после ее смерти. Семья так боялась, что скандальные описания любовных похождений Анны увидят чужие люди и это навлечет позор на весь род, что спрятали дневники в тайнике в глубине дома.

Но все тайное однажды становится явным, и во время строительных работ кто-то обнаружил записи, сделанные с помощью секретного кода, придуманного самой Анной. Историк Хелена Уайтбред провела несколько лет, расшифровывая записи,напоминающие древние иероглифы.

Знакомьтесь, джентльмен Джек

Даже летом одетая в плотное черное платье, ботинки, с шляпой на голове, Анна шагала по‑мужски уверенно по улицам Галифакса. За ее спиной шептались, но она к этому привыкла. Ей присылали анонимные письма, где угрожали и высмеивали ее манеру одеваться и вести себя в обществе. Она привыкла и к этому.

Особенно сложно приходилось владелице родового имения Шибден-холл в родном рабочем городке в Йоркшире.

«Люди всегда обращают на меня внимание, когда я прохожу мимо них, отмечая, как сильно я похожа на мужчину», — писала Анна в своих дневниках.

Мужчины шутливо предлагали ей руку и сердце, а один особенно остроумный шутник разместил в местной газете объявление от ее имени, будто бы она ищет себе мужа.

Анна была другой с самого детства. Родившись в 1791-м, она была старшей в семье,и родители едва могли совладать с ее жестким нравом. Мать отправила ее в школу в семь лет, но учителя так опасались, что Анна будет дурно влиять на других девочек, что отправили ее спать в отдельную спальню на чердаке.

Анна получила отличное образование: греческий, алгебра, французский, математика,геология, астрономия и философия. И это во времена, когда женщинам запрещено было посещать университеты.

Но в одном Анна была уверена с самых юных лет: ей нравились девушки. Ее первой любовью стала одноклассница Элиза Райн, которую отправили жить вместе с Анной на чердак. Им обеим было по 17 лет. Незаконнорожденная дочь британского хирурга,темнокожая полуиндуска, она тоже была своего рода изгоем. Обе девочки вели дневники,а свои сексуальные эксперименты обозначали латинским словом felix — «счастье». Впрочем, Анна предпочитала делать более подробные записи: она составила код, где смешались греческий и латынь, математические символы, знаки пунктуации и знаки зодиака. Отличалась она и практичностью: Анна мечтала быть богатой и найти партнершу, соответствующей ее статусу, чтобы не пришлось даже думать о замужестве.

Элиза рассчитывала, что они проживут вместе всю жизнь, но Анна заводила романы и с другими ученицами. Впав в отчаяние от любви и ревности, Элиза попала в психиатрическую клинику.

Анна обожала читать, но любила она и званые вечера, и суаре, обожала общество красивых образованных женщин. Любопытно, что Анна никогда не стыдилась своей сексуальности, которую она звала причудой (oddity). Она изучала книги по анатомии,чтобы понять, откуда взялась ее страсть к женщинам. При этом Анна была убеждена, что-то, что она любит женщин, совершенно естественно, что это право, данное ей Богом.

Любопытно, что Анна умела соблазнять женщин, которых интриговали необычная внешность и манеры Анны. Но по-настоящему влюблялась Анна нечасто, у нее было несколько долгосрочных отношений.

Одной из них была Мариана Белкомб. Девушкам было чуть больше 20, они жили на расстоянии более чем 40 миль и часто бывали друг у друга в гостях. И каждый день обменивались письмами. Но, как и следовало ожидать, Мариана вышла замуж. Любопытно, что Анна сопровождала ее во время медового месяца. Вернувшись в Шибден-холл, она излила свою ярость на страницах дневника, обвиняя любовницу в «законной проституции». Впрочем, даже после свадьбы Марианы женщины некоторое время оставались любовницами с разрешения мужа Марианы.

Другой страстью Анны была Вер Хобарт, сестра пятого герцога Бакингемшира. Анне тогда было около тридцати, они путешествовали и наслаждались обществом друг друга. У девушки были богатство и статус, она ввела Анну в общество, о котором та всегда мечтала. Но и она в конце концов вышла замуж, оставив Анну разбитой и сломленной.

После этого разрыва впервые за много лет Анна вернулась в Шибден-холл и осталась там.

«Я подобна Икару, правда судьба моя не так фатальна, потому что я могу жить и быть счастливой, — писала она. — Мне 41, и мое сердце ищет любовь. Чем всё это закончится?»

Последним именем, появившимся на страницах Анны, было имя Энн Уокер — женщины,живущей по соседству и владеющий довольно большим поместьем. Энн было 29, она была хороша собой и — что было очень важно для Анны — богатой.

Неожиданно Энн с большой теплотой откликнулась на ухаживания Листер, и вскоре женщины стали любовницами. Анна мечтала обзавестись семьей, жить со своей избранницей как супружеская пара — желательно в достатке. Анна уже довольно давно управляла землями Шибден-холл: брала плату с арендаторов, пыталась заработать денег за счет шахт…

У Энн и Анны всё сложилось благополучно. Женщины переписали завещания, указав друг друга в качестве наследниц, и даже сыграли «свадьбу» в церкви святой Троицы. На самом деле, они вместе приняли причастие, что стало для них

Женщины часто путешествовали вместе, побывали в Италии, Бельгии, Нидерландах,Скандинавии, на Пиренеях и в Альпах. В 1839 году Листер вместе с Энн Уокер приплыла в Россию — она осуществила свою давнюю мечту. Когда наступили холода, Энн уговаривала спутницу вернуться домой, но Анна настояла на том, чтобы отправиться на Кавказ, в жаркий и влажный горный регион между Черным и Каспийским морями. В 1840 году они достигли города Кутаиси.

«Высокие холмы на севере, а между ними хребты холмов, покрытых лесом, маленькие конусы деревьев».

Это была последняя запись, сделанная Анной. Они с Энн выпили чай в полдевятого вечера, она прилегла в полдесятого.

Шесть недель спустя Анны не стало. Она умерла в 49 лет. Энн забальзамировала тело любимой и вернулась с ним в Галифакс. Она проехала всю северную Европу,сопровождая гроб с Анной. Согласно завещанию Энн унаследовала Шибден-холл.

Впрочем, Листерам это пришлось не по нраву. Они привлекли доктора, адвоката и полицейского и ворвались в Шибден-холл, найдя Энн в окружении бумаг с заряженным пистолетом. Ее поместили в ту же психиатрическую больницу, что и до этого Элизу.

Как бы печально ни сложилась судьба любовниц, каким бы коротким ни было их счастье,мир запомнил отважную Анну Листер и ее возлюбленную, а на стене церкви, где они заключили союз, до сих пор висит круглая таблица, обведенная радугой: «Здесь Анна Листер, владелица Шибден-холла, Галифакс, лесбиянка и мемуаристка, заключила священный союз с Энн Уокер».