Интересное

Скопцы: самая загадочная и влиятельная секта кастратов в России

img

Существует много способов привлечь человека в секту и удержать там, обещая ему власть, деньги или рай после смерти. Но для этого, разумеется, нужно беспрекословно выполнять указания главы секты и пройти все испытания. Ведь без испытаний не бывает награды. Сегодня мы поговорим об одной из самых влиятельных и странных сект России — скопцах.

Кондратий Селиванов

Во второй половине XVIII века в Орловской губернии обосновалась община одной из самых влиятельных на тот момент сект Российской империи, так называемые «хлысты». Общину они называли кораблем, а капитаном того корабля была некая Акулина Ивановна, которую братья и сестры называли «богородицей». Сами хлысты называли себя «люди Божьи». Секта эта была довольно закрытой, адепты этого течения проповедовали крайне аскетичный образ жизни и отказ от всех земных наслаждений. Впрочем, по слухам, в секте царила вовсе не чистота помысла и тела, а свальный грех.

В эту секту и пришел странный немой крепостной. Он пошел напрямую к Акулине Ивановне и жестами объяснил ей, что бежал от рекрутской повинности. Но стоило «богородице» милостиво принять пришельца в «корабль», как к нему тут же вернулся голос. Разумеется,Кондратий никогда и не был немым, а вот внимание привлечь умел всегда. Акулина пришла в восторг от такого «чуда» и объявила, что Кондратий Селиванов — никто иной, как «сын божий», а она сама, «богородица», родила его, как и возвестил святой дух.

Получив власть, Кондратий обвинил адептов секты в разврате и сказал, что единственный способ совладать с телесными искушениями — лишить себя даже возможности поддаться плотским утехам. По слухам, Кондратий настаивал на кастрации и сам подал пример,оскопив себя каленым железом. Но братьев и сестер такая жертвенность оттолкнула,а не восхитила, так что Кондратию пришлось покинуть секту. Чтобы основать свою.

Скопцы у штурвала

Уйдя с «корабля» Акулины Ивановны, Кондратий остановился в Тамбовской губернии и основал там собственный «корабль». К тому времени у него уже был полностью сформированный концепт нового учения. Он объявил себя сыном божьим и искупителем,который призван спасти род человеческий от лепости (похоти) и сокрушить душепагубного змия (вы уже поняли, что это).

Сам процесс оскопления он назвал «огненным крещением». Поразительно, но секта росла довольно быстро. В первую очередь туда привлекали богатых крестьян, которые способны были закабалить своих односельчан, шантажируя их огромными долгами и обещая простить их, только если те вступят в секту. Богобоязненные крестьяне прислушивались к адептам секты — они искренне верили, что апостолы тоже были скопцами и что отсечь свою плоть — это богоугодное дело. Скопцы ловко манипулировали священными текстами, выискивая целые цитаты из Евангелия, будто подтверждающие необходимость оскопления.

На удивление, секта быстро росла. Многие вступали в нее ради денег. У членов секты не могло быть детей по естественным причинам, так все их богатства доставались братьям и сестрам. В отличие от других сект, где рост учения происходил за счет привлечения детей адептов, скопцы привлекали других участников силой убеждения и обещали им Царствие Небесное. Иногда они оскопляли младших родственников.

Ритуалы

Любая секта держится на ритуальной части. Чем более жестокие и кровавые ритуалы проповедует группа, тем теснее связь между ее членами — людям хочется верить, что вся боль, через которую они прошли, была не зря.

Оскопляли и мужчин, и женщин. Операцию проводили обычно мастера или старухи, которые путешествовали из одной общины в другую, предоставляя свои «услуги» всем желающим. Мужчины оскопляли мужчин, а женщины — женщин. Временами сектанты не дожидались,пока в их деревне появится специально обученный человек, а сами оскопляли друг друга и даже сами себя.

Мужское оскопление было двух видов. Самый распространенный сводился к «отсечению яичек вместе с частью мошонки после предварительного стягивания мошонки, выше захваченных яичек, толстою ниткой, тесемкой или веревкой» (Пеликан Е., «Судебно-медицинские исследования скопчества»). «Такой род оскопления, — пишет далее Евгений Пеликан, — называется у них „малою печатью“ или „первою печатью“, „первым убелением“, „первою чистотою“, причем они называют яички „ключом ада“, а ствол — „ключом бездны“. Но так как оскопление, известное под именем малой печати, по естественному физиологическому закону еще неокончательно освобождает скопцов от вожделения и даже полового совокупления, то фанатики… решаются на отнятие у себя полового члена. Эта операция, называемая ими „второю“ или „царскою печатью“, „второю чистотою“ или „вторым убелением“ („сесть на белого коня“ в противоположность к первому убелению или „сесть на пегого коня“), делается или совокупно с отнятием ядер…, или же ствол (что замечается чаще) отнимается впоследствии. <…> При этом скопцы иногда вставляют особые оловянные или свинцовые шпеньки в отверстие мочеиспускательного канала для воспрепятствования,по показанию их, самопроизвольному истечению мочи».

Проще говоря, так как удаление яичек все равно давало возможность скопцам заниматься сексом, они прибегали к более радикальным мерами и удаляли половой член полностью. Редко прибегали и к «третьей печати» — удалению сосков.

Временами «оскоплению» подвергались и женщины: им удаляли половые губы, клитор,иногда — груди. Так как, в отличие от мужчин, женщины при этом все равно были способны иметь детей, известны случаи, когда покинувшие секту крестьянки обзаводились семьями.

Преследование

Вскоре движение скопцов стало таким многочисленным и влиятельным, что в 1772 году состоялся суд, в результате которого около трех сотен скопцов сослали в Сибирь, вместе с Кондратием Селивановым, которому удалось бежать.

Несмотря на то, что во времена царствования Екатерины движение скопцов было вне закона, число адептов росло стремительно. Говорили даже, что Кондратий Селиванов — никто иной, как Петр III, свергнутый муж Екатерины.

Расцвет секты приходится на царствования Александра I, в дом Селиванова запретили доступ полиции. Вероятно, у секты были влиятельные покровители. Селиванов оскоплял мальчиков и юношей уже открыто.

Торжество секты закончилось в 1820 году, когда один из фаворитов Александра, граф Милорадович выяснил, что под влияние секты попали двое его племянников. Провели следствие, дело дошло до суда, и Селиванова отправили в один из суздальских монастырей. Там он и умер в 1832 году.

Казалось бы, на этом и конец секте. Но число адептов насчитывало уже десятки тысяч человек — и дело Селиванова продолжило жить после его смерти.

Скопцы в СССР

Вторым лидером секты стал уже не крестьянин, в купец первой гильдии — Плотицын. Когда в 1869 году, уже при Александре II, он попался на взятке должностному лицу, при обыске у него изъяли 30 млн рублей. Огромные деньги!

Тогда-то власти и поняли, с сектой какого размаха имеют дело — любой, кого заподозрили в связи со скопцами, отправлялся в Сибирь.

Впрочем, окончательно с сектой покончили только в середине XX века. Последний задокументированный процесс над скопцами прошел в 1929 году, скопцов из села отправили в Сибирь, а из города — посадили. Это была последняя капля, после этого секта так и не была восстановлена.