Представительницы прекрасного пола занимали настолько высокое положение в обществе Древнего Египта, что зачастую становились правителями государства.
Осколок грандиозной, но недолговечной империи Александра Македонского, доставшийся одному из талантливейших его сподвижников, Птолемею Лагиду, Египет, был, наверное, самой сильной державой диадохов, появившихся на политической арене в IV веке до н. э. Александрия, столица вотчины бывшего полководца, стала настоящим культурным центром Восточного Средиземноморья — Библиотека и Музей, располагавшиеся в городе, основанном талантливым македонским военачальником, притягивали к себе многих интеллектуалов, вне зависимости от их этнической принадлежности.
Политическая карта Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья после смерти Александра Македонского поражала своей пестротой. Государство Селевкидов, Македония, Пергам — и это ещё неполный перечень государств, активно участвовавших в переделе пирога, оставшегося после македонского «восточного похода». Вотчина Лагидов успешно сопротивлялась притязаниям на свою территорию. Более того, ко второй половине III века до н. э. во время правления Птолемея III Эверта Египет контролировал обширную территорию, которая включала в себя, помимо долины Нила, Киренаику, Кипр, Палестину, Южную Сирию, острова в Эгейском море и западную часть Малой Азии.
Однако ничто не вечно под Луной. Вскоре египетская держава стала приходить в упадок. Разношёрстное население, значительная территория государства и ослабевание центральной власти давали о себе знать. Фараоны предпочитали больше предаваться кутежу, чем заниматься государственными делами.
Египетское государство, как в эпоху Бронзового века, так и при правлении Лагидов, отличалось довольно высоким положением женщин в общественной жизни страны. Они могли владеть имуществом и передавать его в наследство, принимать участие в культовых мероприятиях и даже вести их. Разумеется, это касалось знатных дам — представительницы низших слоёв населения разделяли все тяготы жизни со своими мужьями.
Достаточно высокое положение женщин в древнеегипетском обществе отражалось и в традиции престолонаследия: трон мог передаваться только по женской линии. Довод был весьма очевидным: факт материнства установить намного легче, чем отцовство. Именно по этой причине в истории Египта много примеров близкородственных браков и дворцовых интриг, сопровождавшихся коварными убийствами. Ну, а центром этих событий зачастую являлись женщины.
Наверное, число известных правительниц Египта намного большее, чем аналогичные показатели в истории других древних держав. На ум сразу приходят Хатшепсут, задвинувшая на задворки своего пасынка Тутмоса III, и, конечно же, знаменитая Клеопатра, сыгравшая роковую роль в судьбе Марка Антония.
Упадок державы Птолемеев и его переход под фактический протекторат Рима — процесс, длившийся много десятилетий. Однако главную роль в утрате независимости Египтом сыграли, конечно, неурядицы во дворе — практически ни одно восшествие на престол того или иного фараона не обходилось без убийств и предательств.
Не стала исключением Береника Клеопатра III, правившая всего шесть месяцев: с 81 по 80 гг. до н. э. Да, представители рода Лагидов отличались креативностью в выборе имён для своих детей. Различные вариации Береник, Птолемеев и Александров — верные спутники истории эллинистического Египта.
Береника, дочь Птолемея IX и Клеопатры Селены, не понаслышке знала о том, что значит родственная вражда. Её отец, отличавшийся добродетелями, всю жизнь боролся за трон с ближайшими родственниками: матерью, Клеопатрой III, и родным братом, Птолемеем X Александром. В условиях тяжёлой войны Рима с энергичным царём Митридатом Евпатором фараон стремился сохранить нейтралитет своего государства, не предпринимая безрассудных шагов. Высоко ценя культуру и искусство, он оказал помощь Афинам, разрушенным легионами римского полководца и будущего диктатора Суллы — скульптурная композиция, где вместе с отцом была изображена и Береника, украшала вход в афинский театр Одеон.
Береника же оказалась заложницей борьбы за власть честолюбивых мужчин. В 101 году до н. э. она была вынуждена выйти замуж за родного дядю, Птолемея Александра, только что изгнавшего из Александрии Птолемея IX. Женитьба на наследнице престола автоматически делала мужа правителем государства — поэтому доля женщин династии Лагидов была нелегка.
Птолемей X Александр ради достижения власти не побоялся пойти на убийство: он взошёл на престол, умертвив свою мать (бабушку Береники) Клеопатру III. Правление нового фараона продлилось недолго — он настроил население против себя непопулярными мерами. Не добавляло политических очков государю и убийство собственной матери. Армия восстала, Птолемей Александр бежал на Кипр вместе с женой, где был ликвидирован подоспевшей египетской флотилией. Птолемей IX вернулся на престол, и Береника лишилась привилегий жены фараона.
Когда фараон отошёл в царство Анубиса, Береника уже разменяла пятый десяток. Не имея прямых наследников от брака со своим дядей, она единолично заняла египетский престол. Цицерон, современник вдовствующей царицы, отмечал, что Береника пользовалась большой популярностью среди жителей Александрии. Однако в дело вновь вмешалась большая политика: Сулла, ставший диктатором Рима, желал видеть в качестве египетского фараона, своего ставленника. Кандидатом на трон стал сын погибшего на Кипре Птолемея X Александра — тоже Птолемей и тоже Александр, но уже под одиннадцатым порядковым номером.
В знак уважения к Беренике, было принято решение о женитьбе новоявленного фараона и его мачехи (имя настоящей матери венценосного наследника до сих пор сокрыто тайной). Таким образом, Рим получил союзника, параллельно учтя интересы царицы. Супружеская жизнь Береники продлилась недолго — всего 19 дней. Решив, что престарелая (по меркам своего времени) государыня — единственное препятствие на пути к единоличной власти, Птолемей Александр приказал своим подчинённым убить её. Это решение стало роковым для молодого фараона. Жители Александрии, питавшие самые тёплые чувства к покойной, подняли восстание и учинили самосуд над властолюбивым правителем.
Уже в XVIII веке знаменитый немецкий композитор Георг Фридрих Гендель создаст оперу «Береника» и в музыкальной форме расскажет о тяжёлой судьбе женщины, волею судеб оказавшейся в центре политических интриг.
Египет оказался в затруднительном положении — легитимные наследники престола попросту кончились. Александрийцам пришлось возвести на трон «бастарда» Птолемея IX от наложницы — будущего Птолемея XII. Он стал отцом последней перед знаменитой Клеопатрой женщины, занимавшей египетский престол — Береники IV.
По сообщениям историков, родная сестра возлюбленной Цезаря и Марка Антония не интересовалась политикой и вела достаточно праздный образ жизни. Однако Береника волею судеб стала одним из основных героев разыгрывавшейся в Египте драмы — агонии государства перед самым присоединением к Риму.
Политическая ситуация ко времени правления Птолемея XII достаточно сильно изменилась. Рим присоединял к себе остатки Малой Азии, воевал с армянским царём Тиграном и претендовал на присоединение Сирии, южная часть которого когда-то принадлежала Египту. Под угрозой находились и сами владения Лагидов — становилось очевидно, что однажды нога римского легионера ступит и на территории их державы.
Агрессивная политика Рима (в 64 г. до н. э. Помпей сделает Сирию римской провинцией, а в 58 г до н. э. латиняне захватят Кипр, юридически принадлежавший Египту) и слабость Птолемея XII как правителя спровоцировали очередные народные выступления в Александрии. Птолемей был вынужден бежать вместе с малолетней дочерью Клеопатрой (будущей правительницей Египта и соблазнительницей римских государственных мужей) в Рим, дабы там выторговать себе помощь в возвращении потерянного статуса.
В Александрии же осталась супруга Птолемея, Клеопатра Трифаэна, и Береника. Мать юной Береники вскоре скончалась и оставила управление государством на плечи своей праздной дочери. Египетские элиты, для придания легитимности правлению и сплочения оставшихся антиримских сил, попытались подобрать молодой царице достойного мужа. Однако Береника всеми силами стремилась избавиться от необходимости хотя бы формально связывать свою жизнь с кем-либо.
Нежелание нести бремя супружеской жизни в конце концов приняло радикальную форму. Селевк Кибиозакт, являвшийся незаконным отпрыском великой династии, был задушен по приказу Береники через несколько дней после свадьбы. Следующем мужем свободолюбивой египтянки стал Архелай, сын видного военачальника знаменитого Митридата Евпатора. Новоиспечённый супруг, которому, однако, отказали в праве управлять страной, утверждал, что является сыном известного в прошлом противника Рима, понтийского царя.
Однако деятельность Птолемея XII в эмиграции принесла свои плоды. В 55 г. до н. э. легионы под командованием Авла Габиния вторглись в пределы Египта. Армия Лагидов почти не оказывала сопротивления — уже летом того же года Птолемей вернулся на трон. В походе участвовал и знаменитый впоследствии Марк Антоний.
Одним из первых действий вернувшегося из изгнания фараона стала казнь дочери Береники. Волею судеб оказавшаяся на престоле, аполитичная царица оказалась заложником крупной политической игры в Восточном Средиземноморье и поплатилась за это жизнью.