Интересное

Жестокий обычай египтян: проверка лжецов каленым железом

img

Волдыри, слезающая кожа и черные отметины на языке — самое верное доказательство вины подозреваемого. Так, по крайней мере, считают египетские бедуины, по сей день практикующие жестокий средневековый способ отделить преступников от невиновных. Откуда взялась традиция прижигать языки раскаленным железом и почему с ней до сих пор не могут покончить.

Женщина в хиджабе облизывает раскаленный докрасна металлический ковш, а затем полощет рот водой. Она явно нервничает, всхлипывает. Мужчина в белой накидке осматривает ее язык и объявляет невиновной. Женщина начинает рыдать. Муж и родственники ранее обвинили ее в краже из семьи 2 тысяч долларов, а теперь она обязана с ними примириться. Это видео, опубликованное телеканалом Deutsche Welle, поразило и даже шокировало европейцев.

И ведь сложно поверить, что в мире все еще существуют те, кто полагаются на примитивные методы установления вины или невиновности, да еще и столь варварским способом. Однако эту традицию по сей день практикуют племена бедуинов — арабы-кочевники, живущие в пустыне. Они известны тем, что даже при наличии государственных органов власти и судов придерживаются своих традиционных методов дознания и наказания виновных.

Среди бедуинов выделяется египетское племя аяида (или айади, ayaidah), представители которого живут в мухафазе Исмаилия. Именно оно активно практикует ужаснувшую европейцев древнюю практику выявления лжи. Называется эта традиция «биша» (bisha'h или bish'ah), а перевести ее название можно как «уродливый».

Откуда идет и куда приведет

Биша, по сути, одна из разновидностей ордалий, то есть испытаний огнем или водой. Применяют ее, чтобы определить — виновен ли человек в преступлении или супружеской измене, и даже для установления отцовства.

Сейчас в Египте к старой традиции прибегают, когда все другие способы уже показали свою неэффективность, а также если ни подозреваемый, ни обвинитель не могут найти свидетелей. Стоит отметить, что совершать биша силой никого не принуждают: человек перед ритуалом при свидетелях заявляет, что пришел по собственной воле и согласен с подобным средством суда.

Ритуал проводят специальные судьи, которые зовутся «мубаша» (mubasha), причем они должны пользоваться доверием окружающих. Перед началом обряда мубаша озвучивает суть вопроса, оговаривает последствия для сторон и назначает сумму штрафа, если она потребуется. Заключаются и договоры, на которых стороны ставят отпечатки пальцев, от подозреваемого принимают клятву в невиновности.

Мубаша объясняет все правила обряда, в том числе, как правильно лизать нагретое до 900 градусов железо, а также вместе со свидетелями осматривает язык подозреваемого: таким образом тот не сможет заявить, что раны на нем были еще до ритуала. Затем в костре раскаляют большую металлическую ложку, ковш или прут и читают специальную молитву. Подозреваемый в преступлении лижет раскаленный металл три раза, ждет несколько минут, полощет рот и показывает судье и свидетелям язык.

Человека признают виновным, если на языке появились признаки ожога — чернота, волдыри или другие раны. Далее он должен будет заплатить заранее оговоренный штраф. Если же язык не пострадал, то подозреваемого защитил бог, он невиновен и может идти. При этом судья приказывает ему примириться и обняться с теми, кто выдвинул обвинение, даже если оно было заведомо ложным и сделано это было сознательно.

Весь ритуал проходит открыто и в присутствии свидетелей (их могут привести как подозреваемый, так и обвинитель), за ним могут наблюдать и посторонние. Делается это, чтобы ни у кого не возникло сомнений в честности происходящего. При этом если обвиняемый не является или отказывается лизать раскаленный металл, его автоматически считают виновным. В случае же, если стороны договариваются о какой-либо компенсации непосредственно перед началом ритуала, он не проводится. Исход биша считается окончательным, его нельзя оспорить. А на случай возникновения претензий у мубаша хранится протокол с ритуала.

Естественно, проводится обряд не просто так, а за определенную плату. Причем стоимость разнится в зависимости от характера дела: самая высокая цена у обвинений, связанных с кровными вопросами или грабежами. Изначально все «судебные» издержки оплачивает обвинитель, однако если биша доказывает вину подозреваемого, то он обязан покрыть все расходы.

В основе традиции на самом деле лежит достаточно простое объяснение. Считается, что виновный человек будет настолько сильно нервничать, что у него пересохнет во рту, и в результате он обожжется. У невиновного же слюноотделение будет обычным, что и защитит его язык от повреждений. Впрочем, противники ритуала утверждают, что это далеко не всегда так: нервничать ведь могут и невиновные люди, как и наоборот. В итоге получается, что биша не только наносит физический вред, но и часто приводит к осуждению невиновных или освобождению виноватых.

Ритуал биша в свое время изучал известный израильский антрополог Джозеф Гинат. Ему удалось увидеть записи о множестве «судебных процессов», а также присутствовать на них. В результате он выяснил, что оправдывают примерно 80 процентов обвиненных.

Впрочем, эксперты считают, что сейчас биша используется скорее как способ устрашения: если раньше выяснить, как и кто совершил преступление, было крайне трудно, то сейчас ситуация иная, и есть множество современных способов. В итоге преступников просто стараются запугать и вынудить признаться: так осуждение со стороны окружающих будет в любом случае, но удастся избежать ожога.

Биша существует уже сотни лет. Считается, что традиция зародилась в Месопотамии, однако исторические данные указывают, что это все-таки египетское изобретение. Вероятнее всего, подобный способ выявления виновных и наказания появился из-за того, что в кочевых племенах невозможно было применять такую стандартную меру наказания, как тюремное заключение.

Между тем рассказы бедуинов о том, откуда взялась традиция, разнятся. К примеру, один из героев документального фильма Bisha: The Awesome Fire Test 1997 года рассказывал, что идет она еще от Моисея: якобы ему фараон предложил выбрать между углем и фиником, и пророк лизнул головешку и таким образом спас себе жизнь. Впрочем, обычно эта история звучит немного по-другому: Моисей выбирал между драгоценностями и углем, дотронулся до последнего и обжег пальцы, а затем засунул их в рот, чтобы остудить, из-за чего стал косноязычен.

Существует и другое объяснение. Как рассказывал один из мубаша Фадл аль-Аяди, традиция зародилась после инцидента с его предком. У него украли верблюда, и подозрение пало на двух рабочих, но оба они отрицали причастность к грабежу. После этого во сне к мужчине пришло решение: раскалить чашу и прислонить ее к языку, что и покажет виновного. Мужчина так и сделал и выявил вора, а обряд стал профессией и унаследовался его детьми и внуками.

О наследственности говорил и мубаша Оваимер Амер Аяд, общавшийся с журналистами Deutsche Welle. По его словам, он представитель уже 14 поколения, а ремесло практикуется уже около 250-300 лет. Его ассистент Хамид Амер Аяд достаточно просто объяснил, почему традиция все никак не уйдет в прошлое: «Египтяне понимают, что это эффективный способ выяснить правду. Он отделяет лгунов от честных. Все начали приходить к нам, а не обращаться в полицию, поскольку иначе понадобится два или три месяца, чтобы правда всплыла».

Биша раньше применяли и в других регионах, однако там практика либо была запрещена, либо просто сошла на нет. Так, в Иордании ее официально запретил еще в 1976 году король Хусейн ибн Талал. В Саудовской Аравии же ритуал осуждается религиозными лидерами, его называют суеверным и антиисламским. Отдельно биша запрещен для членов племени мутаир (mutayr) — одного из крупнейших арабских племен в стране и на Аравийском полуострове. При этом существует поверье, что практика в Саудовской Аравии вымерла в 1980-х, поскольку последний местный мубаша ушел из жизни и не передал учение преемнику. Запрещена традиция и в Израиле, где биша традиционно практиковали представители арабских племен.

Что касается законности ритуала в Египте, то здесь биша расценивается как разновидность мошенничества, за которое можно получить до трех лет тюрьмы. Проведение обряда, по идее, находится под запретом, поскольку оно включает в себя нанесение физического вреда и обвинение невиновных.

Главный муфтий Египта шейх Шавки Аллам также указывал, что биша «не имеет ничего общего с установленными исламом правилами разрешения споров, которые в основном основаны на обращении в суд или примирении».

В то же время закона, непосредственно криминализирующего традицию, не существует, что и может быть одной из причин, по которой ритуал до сих пор практикуется. При этом даже до бедуинов добрались современные технологии: в сети можно легко найти видеозаписи обрядов (стоит лишь вбить на YouTube البشعه). В их названии обычно стоят числа — у каждого из мубаша есть свой уникальный номер, по которому, например, могут ориентироваться члены других племен.

Al Arabiya отмечает, что благодаря биша район Серабиум в Исмаилии прославился и стал популярен. Главным образом потому, что мубаша в других поселениях практически не осталось, а здесь же ритуал процветает и поставлен на поток. Впрочем, члены племени аяида отмечают, что периодически появляются мубаша-мошенники, которые обманывают людей ради денег. Однако их быстро находят и заставляют прекратить свою деятельность.

Сквозь огонь и воду

Разные практики определения лжи практиковались тысячи лет назад по всему свету, будь то Азия или индейские племена Северной Америки, Африка или Европа. К примеру, в Древнем Китае была похожая на бишу по сути традиция: подозреваемому давали горсть риса, которую он должен был держать во рту, а затем выплевывал. Если большая часть оказывалась сухой, то считалось, что человек виновен, ведь именно от необходимости лгать он волновался, и у него пересыхало во рту. В Индии подозреваемые при ответе на вопросы должны были тихо ударять в гонг. Если вдруг звук оказывался громким, то есть его слышали не только судья, но и свидетели, то это значило, что человек по какой-то причине волнуется и, вероятно, врет.

Впрочем, эти способы можно назвать мягкими: они не подразумевали, что человек покалечится. Этого не скажешь об испытаниях огнем и водой. Среди самых известных ордалий, конечно же, выявление ведьм в средневековой Европе: подозреваемых кидали в холодную речную воду, и если они не тонули, то их считали связанными с колдовством и затем казнили. Считается, что выжить при таком испытании шансов не было: либо человек тонет, либо его ждет расправа.

Впрочем, такой расклад считают преувеличением: начинавших тонуть, вероятнее всего, вытаскивали за привязанную веревку. Еще одно достаточно известное испытание — доставание каких-то предметов из кипятка голыми руками.

С огнем также связано множество ордалий. По сути, подозреваемые подвергались пыткам: должны были ходить по раскаленным поверхностям босиком, держать горячее железо, угли или даже выживать после того, как им на грудь выливали расплавленный металл. Результаты были стандартны: выдержавший испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным. В некоторых случаях (особенно в Африке) вообще было принято определять вину при помощи ядовитых растений.

Подавляющее большинство подобных методов уже давно признаны негуманными и не показывающими правду. В то же время египетские бедуины будто бы отстали от реальности — живут в прошлом и активно применяют жестокий и унизительный ритуал. И так будет всегда, пока бедуины продолжают уповать на Аллаха, а не полагаться на расследования, показания и вещественные доказательства.