Интересное

Секрет карьеры кардинала Мазарини

img

Мазарини, что бы там ни сочиняли о нем беллетристы, кажется довольно симпатичной личностью. Честолюбивый, ловкий, осторожный и расчетливый, он все же не производит впечатления человека, ставящего политические интриги превыше всего. Такой же образ, видимо, складывался и у современников итальянского кардинала. Любви и ненависти, как писали приближенные ко двору, в Мазарини было ровно столько, сколько необходимо, чтобы достичь цели. Однако же для «своих» этот честолюбец был не менее полезен, а еще приятен в общении, а потому и королева, и сестры с племянницами, и воспитанник-король платили кардиналу своей преданностью.

Ум, обаяние, дипломатичность и немного везения: секрет карьеры Мазарини

Он родился 14 июля 1602 года в городе Пешина итальянской области Абруццо, в 120 километрах от Рима. Отцом Джулио Мазарини был мелкий землевладелец, но ходили слухи, что ребенок был рожден от связи матери с Филиппом Колонна, представителем куда более могущественного рода, которому служил Мазарини-старший. Этим, возможно, и объяснялся тот факт, что образование Джулио было взято под протекцию семейства Колонна. Возможно, однако, уже тут сыграла роль и природная способность юного Мазарини очаровать собеседника и направить его поступки в выгодную для себя сторону.

После обучения в иезуитском колледже он был отправлен в университет Мадрида, где изучал право. Но проучился там недолго, поскольку подпал под влияние сомнительной компании, и встревоженный отец вернул Джулио домой. Дальнейшее образование Мазарини получал в Риме.

Миловидный и элегантный юноша, к тому же отличающийся умом и красноречием, стал продвигаться вверх по карьерной лестнице, став в 1628 году секретарем папского нунция в Милане, занимаясь поиском компромиссов между интересами конфликтующих сторон и ведущих военные действия держав. В начале 1630 года Мазарини впервые повстречался с кардиналом Ришелье. А в октябре именно итальянец принес на поле боя под городком Казале весть о мире и подписании соглашения между французской и испанской сторонами.

Дальнейшая карьера Мазарини уже полностью связана с Францией – в 1634 году он служил в Париже папским легатом, одновременно направляя свое уже немалое состояние на то, чтобы устроить будущее двух своих сестер. За каждой было дано большое приданое, и каждая в браке произвела на свет племянников и племянниц Мазарини, которые в будущем станут одним из инструментов в его плане завоевания власти.

Мазарини – глава французского королевства

За время своего пути к единоличному правлению Французским королевством Мазарини сменил несколько должностей, все они были связаны с дипломатией и постоянным получением информации, которая играла бы на руку фактическому главе государства – кардиналу Ришелье. Именно по его протекции титул кардинала получил в 1641 году и сам Мазарини. Итальянец стал одним из самых ценных сотрудников Ришелье, и тот перед смертью выразил королю Людовику XIII свою волю – включить Мазарини в состав Королевского совета.

Ришелье умер в 1642 году, а спустя полгода не стало и короля, и у власти оказался его малолетний сын Людовик XIV, а по факту – регентский совет во главе с королевой-матерью, Анной Австрийской. Мазарини получил должность первого министра Франции.

Зная о ненависти, которую на протяжении долгих лет Анна испытывала к Ришелье, придворные ждали опалы в отношении самого верного его приспешника, но этого не произошло. Будучи старше Мазарини всего на год, сохранив к тому времени свою красоту, она, судя по всему, сразу же почувствовала влечение к итальянцу – так или иначе, по Парижу поползли слухи о связи королевы и кардинала. После многих лет неудачного брака Анна была вознаграждена отношениями, в которых чувствовала себя любимой и пользовалась уважением, и нельзя сказать, чтобы со стороны Мазарини тут был один лишь расчет – по-видимому, он был честен с королевой относительно своих политических амбиций и встречал с ее стороны понимание и поддержку.

На ближайшие годы Мазарини стал фактически единоличным правителем Франции. Его политика отличалась взвешенным и последовательным подходом к решению государственных проблем, благодаря своему умению общаться он заручился поддержкой многих весомых фигур в высших сферах власти, отличался большой веротерпимостью – за период его правления во Франции не было осуждено ни одного колдуна или еретика, не преследовались за свои религиозные убеждения гугеноты.

Мазарини продолжал политику повышения налогов, и сразу после получения полномочий «правой руки» королевы-регента он освободил из ссылки и заключения тех, кто был отправлен туда при Ришелье. Оба эти фактора сыграли важную роль в возникновении смут 1648 - 1653 годов – Фронды, когда против итальянца и его монополии на власть ополчились и политические противники, и купцы, и ремесленники, и крестьяне. Народное творчество породило тогда «мазаринады», сатирические и часто непристойные эпиграммы на любовника королевы.

Герцогу де Бофору, принцу Конде, герцогу Гастону Орлеанскому удалось добиться изгнания Мазарини в Кельн, но и оттуда он продолжал влиять на политическую действительность через Анну Австрийскую. Благодаря хитрости и расчету он смог посеять раздор между направляющими фигурами Фронды, и позиции их оказались существенно ослаблены, в отличие от силы Мазарини, который по-прежнему руководил страной через Анну и короля. Уже после наступления совершеннолетия Людовика XIV, в 1653 году, итальянец с триумфом вернулся в Париж.

Политические интриги и забота об интересах семьи

Очень важным политическим достижением Мазарини стало наведение порядка во внешней политике, что стало возможным в первую очередь благодаря «мазаринеткам» - выписанным из Италии племянницам кардинала, которые помогали дядюшке закреплять договоренности взаимовыгодными браками. Девушки, которых было семеро, были очень миловидными, росли и воспитывались вместе с молодым королем при участии и заботы Анны Австрийской, немудрено поэтому, что с королевской семьей они были очень близки. Несколько племянниц Мазарини в разные годы состояли с Людовиком в любовных отношениях. Особенно нежные чувства он испытывал к Марии Манчини, которая имела на него большое влияние и на которой он мечтал жениться. Но Мазарини и королева были непреклонны – брак должен был стать важным инструментом во внешней политике, а потому в жены Людовику предназначалась Мария Терезия Испанская.

Впрочем, Марию, как и других ее сестер и кузин, кардинал выдал замуж тоже выгодно – за коннетабля Неаполя князя Лоренцо Колонна. Мария Манчини прожила долгую жизнь и умерла в один год со своим первым возлюбленным, французским королем Людовиком XIV. Другой своей племяннице, Гортензии, Мазарини оставил в наследство титул – своих детей у кардинала не было.

Что касается самого итальянца, то относительно его семейного статуса нет единого мнения. По свидетельству многих современников, оставивших мемуары, он и Анна Австрийская уже в самом начале своих отношений вступили в законный брак – остававшийся тайным. Если любовную связь королевы и кардинала народ воспринимал как должное, в силу норм того времени, то Мазарини в качестве официального супруга французской королевы не потерпели бы.

Между тем, во многих письмах и воспоминаниях приводились сведения, подтверждающие версию о том, что связь Анны и кардинала была законной, а не греховной. К тому же, Мазарини был «кардиналом-мирянином», он не принимал сан священника перед получением должности, а потому формальная возможность жениться у него была.
К концу жизни у итальянца возникли серьезные амбиции относительно места папы римского, но свершиться этим планам было уже не суждено. Мазарини умер в 1661 году от продолжительной болезни, которая лишила его возможности передвигаться самостоятельно, но не затронула блестящий интеллект. В свою очередь, умирая, он рекомендовал Людовику XIV, будущему Королю-солнце, который при жизни Мазарини оставался фактически пешкой, преемника на свое место – Кольбера.

Джулио Мазарини оставил после себя большое собрание книг, которые легли в основу старейшей публичной библиотеки во Франции. Он составлял свою коллекцию с нуля, после того, как все его книги были потеряны во время Фронды.
Анна Австрийская скончалась через пять лет после ухода из жизни Мазарини, и наступила эпоха блистательного правления Людовика XIV.