Интересное

Дворец Во-ле-Виконт: шедевр архитектуры, вдохновивший на строительство Версаля

img

Версальский дворец возник не на ровном месте – несмотря на возведение его посреди болот. Он, возможно, вообще не появился бы – или стал другим, если бы не другой архитектурный шедевр, признанный образцом французской дворцово-парковой архитектуры и предметом лютой зависти короля Людовика XIV. Замок Во-ле-Виконт, пусть и был создан человеком весьма сомнительной репутации, все же стал одним из величайших творений французских гениев.

Николя Фуке относился к жизни легко и был уверен, что все вокруг существует лишь для его удовольствия. Рожденный в 1615 году в семье влиятельного французского политика, он рано получил доступ к власти и к государственной казне, а в 1650 году выкупил для себя должность генерального прокурора при Парижском парламенте. Неспокойные времена бунтов – Фронды, которые принесли кому-то разорение и несчастья, Фуке использовал себе во благо.

Ему удалось стать правой рукой самого Мазарини, первого министра Франции. Благодаря протекции итальянца Николя Фуке получил от молодого короля Людовика XIV должность суперинтенданта финансов Франции. Произошло это в 1653 году. Тогда же Фуке задумал создать самый роскошный, самый прекрасный дворец – тем более, что деньги всегда были под рукой.

Выбор земли для строительства был сделан весьма удачно: еще в 1641 году Фуке вложил средства от приданого своей жены в покупку небольшого поместья неподалеку от дороги, соединяющей Венсеннский замок и Фонтенбло – две королевские резиденции . В то время Во окружал лес, на территории была ферма и небольшая часовня XIV века. Через поместье протекало две реки – это благоприятно скажется в будущем на орошении садов. Именно там и развернулось строительство лучшего во Франции дворцово-паркового ансамбля.

Фуке подошел к своему проекту с размахом – почему нет? Он был молод, амбициозен, умел заводить связи, в том числе и с женщинами – в числе его побед значилась и фаворитка короля Луиза де Лавальер. Потом все это – особенно последнее – обернется против любимчика фортуны, но в конце пятидесятых, когда шло строительство Во-ле-Виконт, жизнь благоволила Фуке.

Для возведения замка и регулярного парка были приглашены лучшие – настоящие гении своего дела. Архитектор Луи Лево создавал резиденцию, опираясь на старые французские традиции и внося в свою работу новые идеи, которые станут ориентиром уже для будущих поколений архитекторов.

Первоначально фасады планировалось делать из кирпича, но был-таки использован белый камень.

При создании дворца архитектор отступил от существовавшего тогда правила расположения комнат по принципу анфилады: были созданы два ряда комнат, к тому же, были сделаны коридоры – во Франции это было в новинку. Самые лучшие помещения предназначались, разумеется, для хозяина поместья, Николя Фуке, не менее роскошные - для короля Людовика. В те времена практика отведения монарху апартаментов в замках была весьма распространена – королевский двор много переезжал. Комнаты Людовика XIV были богато отделаны мрамором и золотом, украшены статуями львов и античных богов – но сам король здесь никогда не ночевал.

Декоратором был приглашен Шарль Лебрен – художник и теоретик искусства, его черед продолжить создание архитектурного шедевра пришел с 1658 года. Дворец постоянно пополнялся все новыми произведениями искусства – античные статуи, картины лучших художников Франции и Италии, гобелены, мрамор, позолота, зеркала – более поздние поколения ценителей было не удивить этой роскошью, ведь после замка Во-ле-Виконт в тех же традициях создавался Версаль.

В главном здании размещалась сотня комнат площадью две с половиной тысячи квадратных метров. Уникальной для XVII века стала Овальная гостиная – раньше помещений такого типа во французских резиденциях не было.

Архитектура и внутреннее убранство замка безупречно гармонировали с ландшафтом – особенной гордостью Фуке стал парк, для создания которого был приглашен Андре Ленотр. Площадь парковой территории Во-ле-Виконт составляла 33 гектара, были проведены в общей сложности 20 километров водопровода. Лес благодаря стараниям главного садовника отступил. В саду были устроены фонтаны, водопад, возведены гроты…

Разумеется, были высажены и садовые растения – собственно, само явление французского, или регулярного сада берет свое начало с поместья Во-ле-Виконт.

Свой дворец Фуке создавал с истинно королевским размахом – собственно говоря, он рассчитывал вскоре занять место умирающего Мазарини и встать у руля французского государства при достаточно молодом короле. Но итальянец, с которым у предприимчивого суперинтенданта со временем серьезно ухудшились отношения, рекомендовал Людовику XIV сделать ставку на Жана-Батиста Кольбера, равнодушного к роскоши и условностям светской жизни и всецело посвящавшего себя служению королю.

Что же касается Фуке, его Мазарини успел к тому времени выставить в весьма неприглядном свете. Николя Фуке продолжал наслаждаться богатством и роскошью, обществом женщин, совершенствованием своей резиденции, не особенно заботясь о том, чтобы восстановить растраченные средства из государственной казны. Для того, чтобы закрыть дыры в бюджете, он прибегал к займам под высокие проценты, не гнушался и подделывать документы, которые представлял королю. Фуке не знал, что всю его отчетность тщательно проверял Кольбер по поручению Людовика.

Король давно был готов избавиться от Фуке, но тот, являясь генеральным прокурором, по правилам мог быть судим лишь парламентом, и у Людовика были серьезные основания предполагать, что виновного оправдают. Тогда Кольбер убедил Фуке продать должность прокурора, а вырученные деньги передать его величеству, чтобы вызвать к себе благоволение. Тот согласился.

Последний праздник во дворце Во-ле-Виконт Фуке давал 17 августа 1661 года – это был вечер, посвященный королю. Присутствовали более шестисот гостей, среди них – деятели искусства, Мольер читал свою новую пьесу. Ночью в парке состоялись фейерверки. По-видимому, созерцание всей этой безудержной расточительности стало для Людовика XIV последней каплей. 5 сентября, спустя три недели, Фуке был арестован во время королевского совета в Нанте – арест производил лейтенант д’Артаньян.

Во-ле-Виконт был конфискован, его богатства постепенно вывозились. Король использовал элементы убранства замка и сада для создания Версаля – своей собственной жемчужины дворцово-паркового искусства. Апельсиновые деревья и кустарники каштаны, карпы из прудов Во, скульптуры отправились в королевскую резиденцию. Но главным приобретением Людовика оказалась та команда, что собрал Фуке: Луи Лево, Андре Ленотр и Шарль Лебрен теперь работали над архитектурой, ландшафтом и внутренним убранством Версальского дворца, развивая тот самый «стиль Людовика XIV», что возник при создании усадьбы опального министра.

Суд над Фуке состоялся через три года, приговор был – пожизненное заключение. Фуке был отправлен в замок Пиньероль, где и скончался спустя пятнадцать лет. Условия заключения были крайне строгими: запрещалось вести переписку, гулять и как-либо общаться с людьми; лишь за год до смерти Фуке было разрешено увидеться с женой и детьми.

Вскоре после смерти мужа в 1680 году мадам Фуке передала дворец Во-ле-Виконт, который был милостиво возвращен ей королем, своему старшему сыну. В 1705 году он умер, не оставив потомства, и дворец был продан.

Долгое время поместье принадлежало маршалу Виллару и его семье, причем Во-ле-Виконт посещал следующий король Франции, Людовик XV. С 1764 года хозяином замка стал Шуазель-Прален. Уцелев после Великой революции благодаря хитрости владельцев, замок и парк позже оказались в собственности Альфреда Сомье, состоятельного промышленника, который был готов вкладывать очень серьезные суммы в восстановление находившейся тогда в запустении резиденции.Бережно занимаясь реставрацией дворца и сада и пытаясь сохранить в нем атмосферу XVII века, он долгое время отказывался от электричества – правда, в 1900 году оно все же было проведено в замок.

В настоящее время Во-ле-Виконт, расположенный в 55 километрах от Парижа, принадлежит потомкам того самого Сомье. Замок и сад открыты для посещения туристами – за год владения осматривают до трехсот тысяч гостей. Само собой, эту резиденцию не обходят вниманием и кинопроизводители: в Во-ле-Виконт проходили съемки десятков кинофильмов, включая картины «Анжелика и король» (1966), «Джеймс Бонд: Лунный гонщик» (1979), «Дочь д’Артаньяна» (1994), «Человек в железной маске» (1997), «Мария-Антуанетта» (2006).