Интересное

Генсбур и Биркин: богемная любовь чудовища и красавицы

img

Историю любви французского певца, поэта, композитора, кинорежиссера, киносценариста Сержа Генсбура и английской актрисы, исполнительницы его песен Джейн Биркин и по сей день называют культовой.

Их роман был настолько громким и ярким, что стал образцом богемных отношений между музыкантом и Музой. Они были безумны в своей любви, свободны в своем творчестве, невероятно скандальны, страстны и ревнивы. Они не могли служить примером идеальной пары, скорее были как яркая иллюстрация к эпохе, в которой им довелось жить и творить.

Серж Генсбур – яркое явление не только во французской песенной культуре 60-70-х прошлого века, но и считается одной из самых важных персон в мировой популярной музыке. Его творческое наследие стало уже легендарным, а он сам является одним из самых значимых музыкантов мира, который остался в памяти своих поклонников как романтик и любитель эпатажа, провокатор и любимец женщин. Именно любимые женщины, а их было у него немало, вдохновляли Генсбура на написание стихов и музыки.

ОН

Личная жизнь музыканта оказалась настолько же скандальной и неординарной, что и творческая. Настоящее имя Сержа Генсбура - Люсьен Гинзбург. Он родился в 1928 году в многодетной семье еврейских иммигрантов, бежавших в Париж из Феодосии в 1919 году от революционных перемен в стране. Родители мальчика были творческими людьми и с ранних лет прививали своим отпрыскам любовь к музыке и живописи.

Их младший сын Люсьен рос очень нескладным и некрасивым мальчуганом с типично еврейской внешностью, зато был одарен самыми разносторонними способностями и талантами. Так, в раннем детстве мальчик мечтал стать художником, но, в конце концов, верх все же взяла музыка. Будучи подростком, Люсьен невероятно страдал от вида своего отражения в зеркале. Он уже тогда понимал: с его огромным крючковатым носом и оттопыренными ушами успех у девушек ему не светит.

Однако, бог наградил его и другими качествами, которые позволяли добиваться, казалось бы, недосягаемого: любые преграды он воспринимал как вызов судьбы. Если у парня, что-то не складывалось, он прилагал невероятные усилия и, несомненно, добивался желаемой цели. Юный Гинзбург обладал всем для того, чтобы стать известным и популярным, кроме двух вещей: привлекательной, «кинематографической» внешности и высокого происхождения. И его попытки выйти на большую сцену зачастую были весьма безуспешны из-за этого недостатка.

Однако, будучи невероятно одаренным и настойчивым, юноша сделал абсолютно ВСЕ для того, чтобы все недостатки превратились в его достоинства. Во-первых, он сменил слащавое имя Люсьен на более мужественное - Серж, во-вторых, свою еврейскую фамилию Гинзбург стал писать на французский манер - Генсбур. Но, чтобы стать звездой кино и эстрады - этого, разумеется, было мало. И тогда наш герой женился… и при том не единожды. Все его жены по происхождению были выше, чем он и не являлись еврейками. Таким образом Серж хотел уйти от своих корней и примкнуть к аристократам и европейской элите.

Он всегда разыгрывал сложные комбинации в игре под названием - "жизнь", не боясь потерпеть фиаско. Итак, первая супруга Генсбура красавица Елизавета Левицкая - представительница древнего аристократического рода, дочь русских дворян-иммигрантов. Их брак продлился семь лет, во второй половине 1950-х они расстались. Левицкая позже оставила мемуары о своей жизни с великим Сержем, в которых отмечала, что он был великим педагогом (на то время Серж работал обычным преподавателем). И, безусловно, это было правдой. Генсбур всегда относился с любовью и вниманием ко всем, с кем имел дело. Эта черта его натуры, в сочерании с неординарным талантом покорила мир.

После развода наш герой безудержно заводил романы и легкие интрижки - женщин он научился соблазнять, как никто другой. Серж всегда хотел, чтобы с ним были самые прекрасные и шикарные, и чтобы именно он их бросал: комплекс неполноценности с детства - давал о себе знать... Да и страсть к аристократии по-прежнему не проходила.

Второй раз музыкант женился на бывшей супруге князя Голицына Франсуазе-Антуанетт Панкрацци. В этом краткосрочном браке Франсуаза родила музыканту двоих детей, которым дали русские имена: Павел и Наталья. После развода со второй женой Генсбур больше не вступал в официальные браки, а жил в гражданских.

Джейн Биркин стремительно вошла в его жизнь в 1968 году. Они впервые увиделись на съемочной площадке одного фильма, в котором должны были играть любовников. Девушке в тот момент было всего 22 года, но она уже успела выйти замуж, стать матерью и развестись. Генсбур, будучи человеком безупречно чувствовавшим время, - сразу понял: "эта удивительно тонкая, долговязая девочка с густыми пепельными волосами и миндалевидными синими глазами - лицо нового времени". Мало того, она стала и фигурой новой эпохи.

Джейн с детства мечтала стать частью богемной жизни. И как не старался ее отец сделать из нее чопорную английскую леди, она пошла по стопам матери-актрисы. Она с юного возраста с ног до головы пропиталась бунтарским духом 60-х годов, а также духом сексуальной революции. Поэтому, ее очень быстро приметили режиссеры, и уже в 1967 году итальянский режиссер Микеланджело Антониони снимал ее в своей культовой картине «Фотоувеличение», где Джейн предстает перед зрителем обнаженной. К слову сказать, она всегда с легкостью раздевалась перед камерами.

Впервые английская актриса Биркин и французский музыкант Генсбур встретились на съемках фильма Пьера Гримбла «Слоган». На то время Джейн все еще страдала после развода с мужем, композитором Джоном Барри, который бросил их с маленькой дочерью Кейт и уехал в Лос-Анджелес. 22-летняя молодая мама приехала в Париж, не зная ни слова по-французски, надеясь на чудо. И оно свершилось, она практически сразу получила роль в фильме «Слоган», где главного героя играл уже довольно известный композитор Серж Генсбур.

Первые кинопробы с партнером оставили Джейн в полном замешательстве: «Он ужасен», - писала своему старшему брату Джейн о первом впечатлении. - Этот отвратительный человек должен быть моим любовником, но он настолько высокомерен и пафосен, а еще абсолютно презирает меня». Разумеется, взбалмошная и вместе с тем харизматичная Джейн, не могла не обратить на себя внимания Генсбура, который просчитывал перспективы новых отношений.

Но отторжение длилось до первого вечера, который они провели вместе. После того как Биркин удалось вытащить Генсбура на танцпол, она сообразила, что его агрессивность служит прикрытием для неуклюжести и застенчивости. Они тогда протанцевали почти до утра. Джейн, вспоминая тот романтический вечер, всегда говорила, что именно он положил начало их великой истории любви.

«Его лицо было намного интереснее любого другого лица, которое я когда-либо видела с необыкновенно грустными глазами и красивым ртом. Он читал мне свои стихи, и это всегда была игра слов. Такая необычная черта - быть одновременно романтичным и смешным»,- из воспоминаний Джейн.

Они, став любовниками, и в течение длительного времени практически не расставались. Французской богеме только и оставалось, что удивляться: развратник Серж, которого не смогла удержать сама Брижит Бардо, не отходил от молодой нимфетки.

ОНИ

Вскоре пара приобрела респектабельный дом в Париже. В 1971 году родилась их общая дочь Шарлотта - сегодня она одна из ведущих мировых актрис. И они вчетвером - он, она и дочки, старшая из которых была от первого брака Джейн, зажили счастливой семейной жизнью.

Их роман продлился более десятка лет, и с годами в их гражданском браке стала намечаться глубокая трещина. Причин на то было две: во-первых, безудержное пристрастие Сержа к спиртным напиткам (к концу 1970-х он превратился в законченного алкоголика), во-вторых чрезмерное внимание женского пола к Генсбуру, как звезде первой величины.

Нужно сказать, женщины буквально падали к его ногам, и сдерживать себя нашему герою было чрезвычайно трудно. Теперь уже никто не замечал его непривлекательности. Его внешность стала новым стилем, который снискал немало подражателей: "грустные еврейские глаза, мешки под ними, запущенная стрижка, мешковатый клубный пиджак"…

За десятилетие совместной жизни, невзирая ни на что, у них действительно сложились крепкие отношения. А если копнуть глубже, то с уверенностью можно сказать, что всё-таки история любви Биркин и Генсбура прославилась не вовсе не романтикой, а скандальностью. Они оба обладали огненным темпераментом, и если уж ссорились, то громко и публично, что слышал и видел весь Париж.

Так, очевидцы свидетельствовали, что один из таких знаменитых скандалов произошел в парижском баре «Castel». Биркин, прийдя в ярость от того, что Серж рылся в её сумке, пытаясь найти доказательства измены, швырнула заварное пирожное ему в лицо. Тот в свою очередь пришел в бешенство и погнался за Джейн по бульвару Сен-Жермен. Когда Биркин поняла, что ситуацию может спасти только какой-то грандиозный жест, она, не раздумывая, бросилась в Сену. После чего Биркин, промокшая до нитки, невозмутимо вышла из воды. «Я выбралась, и мы весело пошли под руку домой. Серж был, можно так сказать, поклонником больших жестов».

Разрыв

Вскоре их отношениям пришел неминуемый конец, и жирную точку поставила Биркин, которая больше не могла терпеть постоянного пьянства, измен и агрессии со стороны Генсбура. Но, невзирая на расставание, они продолжали любить друг друга до самого конца. И когда Джейн родит третью дочь от режиссера Жака Дуайона, Серж пришлет ей коробку детской одежды и открытку с надписью «papa deux» (второй папа), а позже станет ее крёстным отцом.

Генсбур, сделавший когда-то из Джейн культовую фигуру, оставался ее близким другом, продолжая писать для нее песни. Не имеющая сравнений, страстная и экстравагантная любовь музыканта и его Музы была их недугом и их лекарством, они не могли жить ни с ней, ни без неё.

Последней пассией Сержа стала молоденькая модель по имени Бамбу – настоящее имя ее было Каролин фон Паулюс, внучатая племянница немецкого фельдмаршала времен второй мировой войны. Она-то и подарила Сержу сына, но спасти от алкогольной зависимости не смогла.

Смерть Генсбура в 1991 году, которому не сполнилось и 62-х, потрясла до глубины души Биркин, которая упрекала себя, думая, что если бы осталась с ним, спасла бы его от алкоголя и, разумеется, от смерти, и что их расставание приблизило преждевременную смерть любимого.

Причиной смерти мастера эпатажа врачи констатировали пятый инфаркт. День смерти Генсбура объявили во Франции днем национального траура, и с прощальной речью на похоронах выступил сам президент Франсуа Миттеран.