Интересное

Последняя из племени: одинокая женщина с острова Сан-Николас

img

У детского писателя Скотта О’Делла был роман, который назывался «Остров голубых дельфинов», в котором главная героиня живет на острове в Тихом океане совсем одна. Ее племя покинуло остров, а она осталась. Мало кто знает, что роман О’Делла основан на реальных событиях, а прообразом его героини стала Хуана-Мария — последняя выжившая из племени николеньос, живущих на острове Сан-Коколас. Что случилось с остальными членами ее племени — читай в материале.

Их осталось двадцать

Сан-Николас — остров в Тихом океане перед побережьем Калифорнии, чье население насчитывало около 300 человек. Эти люди жили там на протяжении 10 тыс. лет. Но в 1814 году, когда Хуана-Мария была еще ребенком, на остров высадилась группа алеутских охотников на выдр из российско-американской компании. Пришлые обвинили одного из николеньос в убийстве охотника и устроили резню, из трех сотен человека оставив двадцать к 1835 году.

Узнав о трагедии, католическая миссия Санта-Барбара снарядила экспедицию на остров, чтобы вывезти оттуда выживших представителей племени. А Хуана-Мария осталась. Почему — никому неизвестно. По одной из версий, когда группа отплывала, она искала своего пропавшего двухлетнего ребенка. По другой — Хуана-Мария выпрыгнула из уже отчалившей лодки, когда не обнаружила в ней своего младшего братика. Корабль отплыл в спешке, и Хуаны-Марии в нем не оказалось.

Шхуна Peor es Nada под командованием Чарльза Хаббарда причалила в бухте Сан-Педро. Но спасение не удалось: у индейцев не было иммунитета к болезням Старого света, и они стали умирать один за другим. Последним умер мужчина по имени Черный Ястреб: он ослеп и утонул, упав с крутого берега.

18 лет одиночества

Хуану-Марию пытались найти несколько раз, но безуспешно. Девушка спряталась на острове, и обнаружил ее лишь в 1853 году охотник за пушными зверями Джордж Нидевер. В своих мемуарах он описывает ее как «пожилую женщину»:

«Вместо того чтобы убежать, она улыбнулась и кивнула, принявшись болтать на невразумительном языке». Нидевер говорил, что она была среднего роста, на вид около 50 лет, но все еще «сильная и активная, у нее было милое лицо, и она все время улыбалась».

Женщина жила в хижине, сделанной из китовых костей, и носила одежду из кожи тюленя и бакланьих перьев. Она охотилась на тюленей и уток, шила себе одежду, чинила жилье… Должно быть, желая помочь ей, Нидевер забрал женщину с собой.

Санта-Барбара

Он привез ее в миссию Санта-Барбара. Но ее одиночество на этом не закончилось: Хуана-Мария хотела общаться, но говорила она только на местном языке, которого никто не понимал. Историки до сих пор не уверены, на каком именно языке могла разговаривать Хуана-Мария.

Возможно, она надеялась найти своих близких, но к тому моменту они были мертвы. Так что Хуана-Мария оставалась последней выжившей николеньос.

Ее называли дикаркой, а газеты рассказывали о каждой мелочи, которая касалась их новой соседки: то, что она никогда не видела лошадей, или что ей нравился кофе и ликер. А еще она любила петь и танцевать.

Женщина остановилась в доме мужчины, который ее спас, — капитана Джорджа Нидевера. Там о ней заботилась жена Джорджа. Тогда же ее обратили в христианство (скорее всего, без ее воли) и крестили Хуаной-Марией (настоящего имени женщины так никто и не узнал). Она прожила под этим именем совсем недолго: спустя всего шесть недель вирусы, неизвестные ее иммунитету, привыкшему к жизни в изоляции, убили сильную и крепкую женщину.

Оставшись в истории как «одинокая женщина Сан-Николаса», Хуана-Мария так и не сумела рассказать ничего о своей жизни.

Источник