Интересное

Как красавица Адель Гюго потеряла рассудок от неразделенной любви

img

«Синдром Адели» - такое название носит в литературе болезненное влечение, безответная страсть, которая захватывает целиком и сжигает изнутри, мешая вести нормальную жизнь и быть полноценным человеком. История одной такой зависимости – любви дочери писателя Виктора Гюго – и дала имя этому – увы – достаточно распространенному явлению.

Младшая мадемуазель Гюго

Часто при рассказе о судьбе Адели Гюго упоминают лишь ее чувства к Альберту Пинсону, и вся история жизни этой женщины - довольно длинная - становится одним лишь манифестом против любовной аддикции. Но вырвать эту жизнь из контекста истории, событий внутри семьи Гюго невозможно – и если их опустить, история получается какой-то слишком уж мелодраматичной, да и неправдоподобной тоже. По всей видимости, всей правды о событиях в жизни этой женщины узнать невозможно – слишком многое было скрыто от посторонних глаз, да к тому же, и глазам любящей семьи было недоступно.

Адель родилась 24 августа 1830 года в Париже – время для Франции непростое: меньше месяца назад страну охватила очередная революция, в столице вспыхнуло восстание против существовавшего на тот момент режима правления Бурбонов. А писателя Виктора Гюго никак нельзя было назвать равнодушным к политике и общественной жизни человеком. Адель, или Деде, как звали ее в семье, росла в большой семье – она была пятым ребенком (старший брат Леопольд умер во младенчестве), младшей из двух дочерей; среди друзей и знакомых ее отца были многочисленные писатели, поэты, музыканты, общественные деятели – а сама она, став старше, заслужила репутацию красавицы и одаренной пианистки.

Адель Гюго-младшая (мать, в девичестве Фуше, тоже носила имя Адель) действительно была на редкость хороша собой. Разумеется, у Деде были поклонники и предложения руки и сердца. Сама же она, как все девушки ее возраста, влюблялась то в одного, то в другого, прислушиваясь к советам родителей относительно брака – и отказывая кандидатам в мужья.

Когда Адель было тринадцать, трагически погибла ее сестра Леопольдина – утонула во время прогулки на яхте по Сене. Вместе с Леопольдиной, Дидин, ушел из жизни ее молодой муж Шарль Вакри, до последнего пытавшийся спасти девушку. Супругов похоронили в одном гробу. Для Виктора Гюго эта смерть стала страшным ударом, что уж говорить о девочке-подростке, которая позже будет уверять, что сохранила связь с умершей сестрой – связь через спиритические сеансы.

Изгнание и скитания

Гюго, активный участник политической жизни Франции, после революции 1848 года был избран в Учредительное собрание, где выступал против радикалов, отстаивая необходимость отмены смертной казни, защищая свободу слова и печати, пропагандируя республиканские ценности. Когда произошел государственный переворот 1851 года и вместо Второй республики установилась Вторая империя, Гюго был вынужден уехать из Франции, сначала – в Бельгию, потом – на Нормандские острова Джерси и Гернси. Семья следовала за ним – за исключением братьев Адели, те отбывали во Франции тюремные сроки по политическим обвинениям.

С лейтенантом Альбертом Пинсоном Адель Гюго познакомилась в 1854 году, когда жила уже на острове Джерси. Этот ее поклонник был существенно старше девушки, отличался уверенностью в себе и обходительностью в общении с дамами, слыл интересным собеседником. Пинсон был увлечен девушкой – по всей видимости, поначалу больше, нежели она им, он был частым гостем в доме Гюго, принимал участие в сеансах столоверчения. Между ним и Аделью возникли чувства, Пинсон был готов жениться на девушке, да и она сама была готова стать его супругой.
Но шло время, и жених стал охладевать к мадемуазель Гюго. В 1861 году он, не объявив об этом Адели, отправился служить в Канаду, в Галифакс. Родители, уверенные в том, что вскоре Пинсон вернется и состоится свадьба, ни о чем не подозревая, отпустили Адель в поездку по Европе, сама же девушка отправилась за своим ветреным ухажером через океан.

Прибыв в Галифакс, она зарегистрировалась под именем «мисс Льюли» и пустилась на поиски Альберта. Есть сведения, что он не слишком сопротивлялся стремлению девушки быть рядом – во всяком случае, охотно принимал от нее деньги. Но чувства его к Адели полностью остыли, в то время как она была уже охвачена настоящей манией – вернуть в свою жизнь Пинсона и заставить его жениться. Она даже нанимала для этих целей гипнотизера.
В письмах родным она сообщала о состоявшейся свадьбе, и Гюго даже заказал объявление в газете острова Гернси, где тогда жил, о радостном событии. Но ни о какой женитьбе Пинсон не помышлял – наоборот, старался избавиться от преследовавшей его молодой женщины. Еще в Канаде он сделал попытку жениться на дочери богатого местного чиновника, но репутация Альберта и постоянные попытки Адели привлечь к себе его внимание привели к тому, что помолвка была расстроена. В 1866 году Пинсона перевели на Барбадос, Адель, разумеется, поехала за ним.

Возвращение во Францию

На Барбадосе ее часто видели бродившей по улицам, что-то записывавшей, бормотавшей под нос. Когда-то прекрасная девушка с римским профилем, блестящими глазами и проницательным взглядом, с тёмными волнистыми волосами, она теперь часто была неряшливо одета и непричесана, весь смысл жизни Адели свелся к необходимости быть рядом с Альбертом Пинсоном. Сам он в один прекрасный день уехал в Лондон и там женился, Адель же оставалась на Барбадосе. В Европу, во Францию ей помогла вернуться подруга. Из всей семьи к тому времени в живых оставался лишь Гюго, который к тому времени вернулся в страну. Он определил дочь сначала под наблюдение семейного врача, затем – в психиатрическую лечебницу под Парижем.

Адель Гюго прожила 84 года и умерла через тридцать лет после своего отца. Она унаследовала его состояние, но воспользоваться им не могла – да и не хотела. Лечившие ее доктора находили у больной признаки того, что Адель страдала галлюцинациями, биполярным расстройством личности, шизофренией.

Источник