На алжирском сайте Politics-DZ опубликовано исследование, посвящённое неоколониальной политике Франции в Африке. Предлагаем вниманию читателей выдержки из данного материала.
«В последние годы в странах Африки усилилась антифранцузская риторика, иногда сопровождаемая протестами против французских компаний, дипломатических и культурных организаций. В этих государствах также крепнет мнение, что политика Франции в Африке являет собой форму неоколониализма. Эти настроения находят отражение в социальных сетях и в заявлениях сторонников Движения за панафриканское единство.
Острая критика
Существует три основных направления критики французской политики в Африке. Во-первых, франк КФА рассматривается как инструмент господства Франции. Во-вторых, многие считают, что поддержка Парижем лояльных ему режимов служит укреплению влияния Франции, и не приносит пользу населению этих стран. В-третьих, присутствие французских военных баз воспринимается как форма неоколониализма.
Военное вмешательство. Военная интервенция – главная черта политики Франции на континенте, которая вызывает наибольшую критику. С момента обретения независимости африканские страны стали для Парижа предпочтительным регионом для вмешательства благодаря соглашениям об обороне и постоянному военному присутствию. В период с 1960 по 1963 год Франция подписала множество оборонных пактов с новыми независимыми франкоязычными африканскими государствами. Со временем количество военных баз сократилось, и осталось только четыре (Дакар, Абиджан, Либревиль, Джибути). Несмотря на это, склонность Парижа к военному вмешательству не исчезла. Министерство обороны Франции сообщило о 52 военных интервенциях в Африке в период с 1964 по 2014 год.
Среди наиболее критикуемых кампаний – операции «Бирюза» (Руанда, 1994), «Единорог» (Берег Слоновой Кости, 2002-2015) и «Харматан» (Ливия, 2011). Первая запятнала мировую репутацию Франции, а вторая и третья кампании привели к свержению президентов, укрепив убеждение, что Париж создаёт новые режимы, устраняя старые силой.
Франк КФА. В 1960 году франк Африканского финансового сообщества заменил франк Французского финансового сообщества (1958-1960) на основе соглашений о валютном сотрудничестве между Парижем и несколькими африканскими странами. Эти соглашения поддерживали фиксированный паритет между франком КФА и французским франком, а позже и евро. Часть валютных резервов стран-участниц зоны КФА хранится во французском казначействе, а Франция представлена в советах Центрального банка государств Западной Африки. Хотя экономисты критикуют франк КФА по техническим причинам, политическое недовольство более активно, поскольку франк КФА рассматривается как новая форма колониализма.
Помощь в развитии. Политика Парижа в области оказания помощи по развитию не пользуется доверием на африканском континенте. На саммите Франция-Африка в октябре 2021 года молодые представители Африки осудили эту политику как направленную на получение скрытой прибыли от инвестиций, будь то экономические, политические или военные. Такая помощь укрепила мнение о сговоре между донорами и власть имущими. Её также называют корыстной, ведь для большей части общественности в странах-получателях она рассматривается как обязанность, которая не должна служить интересам донора, а вместо этого призвана исправить прошлое и смягчить кризисы.
Оппозиционные движения
Движение «Панафриканское единство» выступает за подлинную независимость Африки и солидарность между африканскими народами и лицами африканского происхождения. В настоящее время это движение переживает возрождение, и его часто называют «Новое панафриканское единство».
Натали Ямб – известная фигура в африканском движении, выступающем за ликвидацию французского влияния в Африке. Эта швейцарская активистка камерунского происхождения использует сдержанную риторику. Она активна в Twitter и Facebook, регулярно публикует видеоролики. Её деятельность в основном сосредоточена на антифранцузских действиях.
Кроме того, в различных франкоязычных странах Африки появилось несколько антифранцузских организаций. В Мали ассоциация Yerewolo-Debout sur les Remparts стала активным движением в 2020 году, организуя антифранцузские протесты, когда напряженность между Парижем и военными Мали стала достоянием общественности. В Буркина-Фасо в последние годы вокруг правящего военного совета также объединилось несколько антифранцузских движений, таких как «Панафриканская ассамблея лидеров» и «Союз панафриканских движений Буркина-Фасо», возглавляемый Нестором Будассе, известным как «Мандела Первый».
В заключение следует отметить, что антифранцузская риторика стала краеугольным камнем африканского политического дискурса. Различные акторы, включая сторонников движения «Новое панафриканское единство», способствовали широкому распространению этого риторического протеста», – говорится в статье.
Перевод: Caliber.Az