Общество

Герванский клан людоедов: одна из жутких страниц в шотландской истории

img

На юге Шотландии около города Герван в прибрежных скалах есть глубокая пещера, которую местные жители охотно показывают туристам, рассказывая холодящую кровь историю. По преданиям, в XIV-XV веках это место было обителью настоящих людоедов.

В Средние века Шотландия была одним из самых удаленных уголков Европы. Политику здесь правили многочисленные кланы, а местные жители отличались своеобразным, порой весьма жестоким нравом.

В XIV веке в одной из семей шотландских простолюдинов вырос Александр «Соуни» Бин. Юношу не прельщал тяжелый труд и он, женившись, решил уйти из дома. Его спутница жизни, которую люди шепотом называли ведьмой, также не стремилась работать руками. Вдвоем они поселились в пещере на берегу моря.

Грот длиной более 200 метров был доступен только во время отливов. Остальное время вход затапливался. Это было идеальное укрытие для ночного разбойника, такого как Александр Бин.

Со своей женой он прожил в пещере 25 лет. Супруги вырастили 14 детей. В клане процветало кровосмешение, многие дети и внуки Александра Бина сошлись в инцесте. Никто из них не работал, зато они охотно вливались в семейную банду - грабили путников и совершали дерзкие набеги на местных жителей. Но добычи все равно не хватало, чтобы прокормить огромную семью.

И в какой-то момент люди из клана Александра «Соуни» Бина стали есть человечину. Теперь они убивали людей с определённой целью. Тела жертв они забирали в свою зловещую пещеру, где остатки мариновались и коптились. А некоторые части попросту выбрасывали в море.

Исчезновения людей в целом районе не прошли бесследно. Местные жители открыли настоящую охоту на «упырей», но найти пещеру так и не смогли. Когда об этом узнал король Шотландии Яков VI, то он снарядил целую экспедицию. 400 солдат перевернули буквально все в районе буквально вверх дном. В пещере людоедов было арестовано 48 человек из клана Александра Бина. Взорам солдат предстало место, где были убиты и съедены около 1000 невинных людей. Людоедов перевезли в Эдинбург, Лейт и Глазго. Без суда и следствия мужчин пытали и четвертовали, а женщин сожгли на костре.

Так завершилось существование шотландского клана людоедов. Но память об этом семействе жива и сегодня. В 1977 году на большой экран вышел кинофильм «У холмов есть глаза», элементы сюжета которого заимствованы из легендарной средневековой истории.

Александр «Соуни» Бин — полулегендарный глава клана из 48 членов, якобы живший в Шотландии в XV или XVI веке, который, как сообщается, был казнён за массовое убийство и последующие акты каннибализма в отношении более чем 1000 человек, которые якобы совершал вместе с женой и другими 46 членами клана.

История о нём впервые появилась в так называемом «Ньюгейтском справочнике» — каталоге преступников известной Ньюгейтской тюрьмы в Лондоне. В то время как многие историки склонны считать, что Соуни Бина никогда не существовало или что его история была сильно преувеличена, его история стала частью местного фольклора и ныне является частью туристической индустрии Эдинбурга.

Согласно Ньюгейтскому справочнику, Александр Бин родился в Восточном Лотиане в период правления короля Якова I (середина XV века), хотя в других источниках указывалась более поздняя дата рождения. Его отец якобы был землекопом, а мать стригла живые изгороди, и Бин попытался пойти по стопам родителей, но быстро понял, что у него было мало желания жить честным трудом.

После 25 лет тайной жизни, полной убийств, история семьи каннибалов подошла к концу. Однажды ночью Бин и его клан устроили засаду на семейную пару, возвращавшуюся через лес с местной ярмарки на одной лошади. Мужчина, однако, оказался подготовленным бойцом, ловко сражаясь с членами клана своим мечом. Его жена, однако, ещё в начале конфликта была смертельно ранена выстрелом из пистолета, сделанным кем-то из клана, и упала на землю. Мужчина после этого, как сообщается, начал сражаться с ещё большим ожесточением, и в это время, прежде, чем каннибалы смогли одолеть его, на лесной дороге показалась большая группа возвращавшихся с ярмарки людей, чьё появление вынудило Бина и его клан бежать.

Согласно другим данным, они убили жену и рабочего и напали на мужчину, у которого оказался пистолет; звук выстрела привлёк находившихся неподалёку стражников, которые преследовали членов клана до пещер, но потеряв след и не найдя следов лодки (ранее считалось, что людоеды приходили из моря), устроили засаду и при отливе увидели вход в пещеру

Вскоре после того, как о существовании семьи каннибалов стало известно, король Шотландии Яков VI (позже Яков I, король Англии) узнал об их зверствах и решил провести на них большую охоту. По сообщениям, он собрал отряд из 400 вооружённых человек и множество охотничьих собак. Вскоре они нашли пещеру Бина Беннан Хед. Пещера была усеяна человеческими останками, будучи ареной множества убийств и актов каннибализма.

Члены клана были захвачены живыми и доставлены в цепях в тюрьму Толбут в Эдинбурге, затем переведены в Лейт или Глазго, где были быстро казнены без суда; мужчинам отрезали их гениталии, оторвали руки и ноги, и оставили истекать кровью до смерти; женщины и дети, после просмотра того, как умирали мужчины клана, были сожжены заживо.

В городе Герван, расположенном недалеко от предполагаемого места событий, есть ещё одна легенда об этом клане каннибалов. В ней говорится, что одна из дочерей Бина ещё до поимки покинула клан и поселилась в Герван, где посадила так называемое «волосистое дерево». После захвата её семьи личность дочери была установлена разгневанными местными жителями, которые повесили её на суку этого дерева. Ныне это дерево по-прежнему растёт в этом городе на улице Далримпл-Стрит.

Независимо от того, является ли история Соуни Бина истиной или нет, легенда о нём стала частью британского фольклора. Историками достоверность этой истории ставится под большое сомнение, особенно с учётом отсутствия надёжных письменных источников, о чём писал британский исследователь Шон Томас в своей статье 2005 года о Соуни Бине.

По его мнению, о событиях такого масштаба (как массовых исчезновениях, так и о факте раскрытия убийств), совершаемых на протяжении столь долгого времени, в которые, если верить легенде, оказался вовлечён даже король, должны были остаться по крайней мере какие-то сообщения в исторических документах вроде дневников или уже существовавших газет, однако они до сих пор не обнаружены.

Томас также отметил, что в различных вариантах легенды есть большое количество несоответствий, в первую очередь относительно того, какой именно король участвовал в предполагаемом рейде и когда именно жила предполагаемая семья каннибалов. В качестве устроившего охоту короля иногда выступает именно Яков VI, но в других вариантах легенды говорится, что Бин жил на столетия раньше.

Томас также подвергает сомнению тот факт, что столь большая группа людей могла успешно скрываться в течение столь долгого времени, а также что столь массовые исчезновения людей не привели к полноценному расследованию раньше. Хотя последний момент частично объясняет сама легенда, где говорится, что люди не могли добраться до пещеры, а когда добрались, то признали её непригодной для жизни. В некоторых вариантах легенды отдельно отмечается труднодоступность пещеры в те времена.

Существует также версия, что легенда, возможно, является результатом английской антишотландской политической пропаганды после якобитских восстаний в начале XVIII века и, соответственно, появилась только тогда. С этой точкой зрения, однако, не согласен Шон Томас, который считает, что если бы эта история действительно была антишотландской пропагандой, то она не печаталась бы в каталоге преимущественно английских преступников, где на неё с меньшей вероятностью обратили бы особое внимание.

Известно, однако, что в ходе эпидемий в этом районе имели место отдельные акты каннибализма. Графство Эршир «славится» своим мрачным фольклором, в котором есть ещё несколько историй, похожих на легенду о клане Бина, но записанных в более ранние времена. Возможно, эта легенда действительно основана на реальных событиях, которые со временем обросли фантастическими деталями и были сильно изменены, в результате чего число предполагаемых жертв убийц в легенде превысило тысячу.

Во времена царствования короля Иакова I (1566-1625 гг.) в одной шотландской деревушке жил бедный поденщик по имени Бане, имевший единственного сына Якова. Дикий, грубый, сварливый мальчишка, которого природа, взамен умственных способностей, наградила необычайной силой, доставлял много беспокойства отцу и наводил ужас на жителей деревни.

Якову Бане минуло 16 лет, когда в схватке с односельчанами он зашиб человека до смерти ударом кулака. Этот поступок переполнил чашу общего терпения, и свирепого подростка заковали в цепи. Якова осудили на смертную казнь, но в день исполнения приговора Бане удалось бежать. Поиски были тщетными, преступник словно в воду канул.

Со временем люди успокоились и довольствовались тем, что убийца в окрестностях деревни больше не появлялся. Долгое время Бане, подобно зверю, скитался в лесах, но голод заставил его поступить на службу к фермеру в отдаленное село. Правильный образ жизни был ненавистен Якову, и вскоре он сбежал оттуда, причем с девушкой, еще более дикой и жестокой, чем он сам. На прощание юные дикари подожгли ферму и отправились к скалистому побережью. Во время сильного отлива открылся вход в ту самую жутковатую пещеру. Она и стала надежным убежищем для Бане и его спутницы, оставалось только найти себе пропитание.

Местность здесь была пустынной, даже птицы, казалось, избегали ее. Новые обитатели пещеры утоляли голод кореньями и лесными плодами, пока случай не подсказал им иной, страшный образ жизни. Лесник одного помещика однажды увидел дикаря Бане, преследующего дичь в хозяйском лесу, и попытался ему помешать. Завязалась драка. Вооруженный дубиной Бане избил противника до смерти, а чтобы скрыть произошедшее, приволок труп в пещеру. И вот тут, видимо от голода, жена Бане предложила съесть покойного.

Часть тела они зажарили, а то, что осталось, заготовили впрок привычным для них способом: приправили морской солью и повесили коптиться. Это подтвердилось впоследствии показаниями Бане на суде в Эдинбурге. И вот с тех пор-то и началась отшельничья охота на людей, как на дичь, и продолжалась безнаказанно много лет, пока найденные разрозненные человеческие останки, выброшенные на берег, не ужаснули жителей окрестных деревень и не заставили организовать поиски убийц.

Добровольцы, хорошо знакомые с пустынным побережьем, прочесывали местность вдоль и поперек. Одни возвращались ни с чем, разочаровывая напуганных односельчан, другие вовсе не возвращались, очевидно став жертвами Бане и его пополняющегося семейства. Власти распорядились выслать в помощь жителям части городской полиции.

Вооруженные полицейские, крестьяне и охотники целыми днями бродили среди скал и дежурили ночами, но осторожные людоеды отсиживались в своей пещере и избегали встреч с чужаками. Не добившись результатов, полиция вернулась в город. Власти пришли к выводу, что никакого чудовища нет и быть не может, значит, убийцу надо искать среди жителей ближайшей деревни.

Поэтому, когда здесь загадочным образом исчез путешественник, вину повесили на хозяина дома, в котором пропавший ночевал в последний раз. Подсудимый не смог доказать своей невиновности, и поэтому его без промедления казнили - для устрашения всех остальных. Предполагалось, что один из главных убийц устранен и что подобная строгость суда пресечет все дальнейшие злодейства. Но предположение оказалось ошибочным. Вскоре местный рыбак выловил сетями несколько человеческих костей с остатками мяса.

В Эдинбурге рассмотрели находку и приписали «объедание останков» рыбам. Было приказано продолжать наблюдение за побережьем, но чем активнее велись поиски, тем осторожнее становилась шайка людоедов. Бане и его семья никогда не нападали на всадников, а только на пеших, даже если их было несколько. Трупы осторожно доставлялись в пещеру по воде, вот почему все найденные следы указывали, что убийцы приходят с моря и уходят тем же путем.

Так прошло около 40 лет. В пещере выросло целое поколение, не знавшее другого образа жизни кроме охоты на себе подобных. Бане властвовал над своими потомками как царь людоедов, и только случай помог открыть тайну исчезновения в этих местах большого количества людей.

Однажды ночью местный фермер со своей женой и работником шел с ярмарки. Заметив путников, людоеды притаились и подготовились к нападению. Когда «дичь» подошла поближе, шайка выскочила из засады. Молодая женщина и рабочий были тотчас убиты. У фермера, к счастью, оказался с собой пистолет. Отчаянно сопротивляясь, мужчина выстрелил, и это спасло ему жизнь.

На шум примчались всадники, патрулировавшие побережье, и злодеи бросились бежать. С трудом удалось рассмотреть убегавших, следы их, как всегда, обрывались у моря. Но теперь стало ясно: убийства совершает хорошо организованная шайка. Но с какой целью?

Ни фермер, ни подоспевшие всадники не видели лодок, на которых могли бы скрыться убийцы, поэтому было решено, что они прячутся в пещере. Толпа из нескольких сотен человек, собравшаяся со всех близлежащих деревень, окружила жилище людоедов, чтобы не дать им сбежать.

Вооруженные люди отправились внутрь пещеры, остальные ждали снаружи. Дойдя до самой глубокой ее части, смельчаки увидели нечто ужасное: по стенам и на потолке было развешано человеческое мясо, которое и служило чудовищному семейству единственной пищей. Созерцая расчлененные трупы и груды костей, даже самые суровые и отчаянные охотники почувствовали, как к горлу подступает тошнота. Ко всему прочему, запах в пещере был невыносимым. Обычный человек, проведя здесь хотя бы одну ночь, вероятно, лишился бы рассудка. Но дикие существа, прожившие так почти всю жизнь, никаких неудобств не замечали.

Членов шайки связали без малейшего сопротивления. Вместе с Яковом Бане их насчитывалось 48 человек! Все найденные остатки человеческих тел были погребены. Сложенные в пещере громадной кучей деньги и драгоценности, награбленные убийцами, доставили в Эдинбург и, по возможности, вернули родственникам жертв.

Судебный процесс против Бане и его семьи вызвал неслыханный интерес в народе и недоумение в юридических кругах: ни в одном из законодательных актов не было предусмотрено наказания за подобные преступления. Судьи Эдинбурга выносили свой вердикт совместно с французскими коллегами - дело людоедов направили на рассмотрение профессоров юридического факультета парижского университета.

Казнь Бане и его семейства перед воротами шотландской столицы была одной из самых страшных за всю историю шотландского судопроизводства. Преступников подвергли жестоким пыткам, затем четвертовали и сожгли на костре.

О клане людоедов потом еще долго говорили по всей Англии и во всем образованном мире. И хотя впоследствии случаи людоедства тоже встречались, как, например, в Веймарском герцогстве в XVIII веке, до таких масштабов, как в семье Бане, дело все-таки не доходило.

С тех пор побережье с пещерами стало для жителей проклятым местом, как если бы там обитали злые духи. Поговаривали, что, возможно, из семьи людоедов кто-то уцелел и теперь бродит в поисках новых жертв, так что окрестности эти старались обходить стороной.

Со временем реальная канва событий забылась, но народная фантазия родила сотни легенд, переиначивая воспоминания предков, так что еще долгие годы байки про «людоедов из пещеры» были излюбленной темой для вечерних разговоров у очага, заменявших тогдашней крестьянской молодежи современные «ужастики». В качестве эпилога можно добавить, что об этом страшном деле жителям России впервые рассказал журнал «Нива» в 1886 году.

Что же касается самой Шотландии, то хотя там пещера Бане и известна, но многие сомневаются в правдивости этой истории, считая ее всего лишь досужей выдумкой.