Общество

«Армения становится еще одной Сирией в нашем регионе» - Интервью The Arab News с Хикметом Гаджиевым

img

В саудовской газете The Arab News опубликовано интервью Эфрема Косаифи с помощником президента Азербайджана - заведующим отделом по вопросам внешней политики Администрации президента Хикметом Гаджиевым. Предлагаем вниманию читателей перевод данного интервью.

- Недавно Совет Безопасности ООН обсуждал ситуацию в «Лачинском коридоре», на котором присутствующие узнали, что Азербайджан «блокирует» дорогу, связывающую Армению с этническими армянами, проживающими в Карабахе, лишая их продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости, что приводит к ухудшению гуманитарной ситуации.

- Это бездоказательные и необоснованные обвинения в адрес Азербайджана. Нет никакого удушения или блокады армянских жителей Карабахского региона Азербайджана.

Азербайджан предлагает построить несколько дорог. И одной из самых важных является дорога Агдам-Ханкенди. Она гораздо эффективнее и имеет больше логистических возможностей для выхода к Карабахскому региону, поскольку Азербайджан полностью перестроил ее.

В настоящее время дорога Лачин-Ханкенди функционирует. Международный комитет Красного Креста и общество Красного Полумесяца сопровождают по этой дороге автоколонны.

Но мы говорим: давайте откроем дорогу Агдам - Ханкенди. Это обеспечит интеграцию, и Баку будет иметь прямой доступ в Ханкенди и прямой контакт с карабахскими армянами, которые, в свою очередь, также будут иметь возможность пользоваться крупной дорожной системой Азербайджана, чтобы добраться до других частей нашей страны.

Но, к сожалению, полевые командиры, стоящие во главе нынешнего подчиненного Армении марионеточного режима на территориях Азербайджана, используют гуманитарную ситуацию в своих интересах, для продления своего существования в качестве сепаратистского образования, не признающего суверенитет Азербайджана, а также в интересах пропаганды и дезинформирования международного сообщества. Это всегда было их смыслом существования.

Мы приглашали их на диалог. Но они говорят нет диалогу. Это деструктивная позиция. Они также говорят нет продуктам питания или чему-либо, поступающему из Азербайджана. Это расизм. Из-за происхождения продукта они говорят, что не примут его.

- МККК заявил, что уже несколько недель не может доставить помощь населению, и призвал Вашу Администрацию разрешить ему возобновить работу. МККК заявил, что, согласно международному гуманитарному праву, все стороны должны разрешить и способствовать быстрому и беспрепятственному прохождению гуманитарной помощи для нуждающихся граждан. Каков Ваш ответ на призыв МККК?

- У нас очень тесное сотрудничество и взаимодействие с МККК. Они работают в Азербайджане.

Поскольку мы находимся в постоянном контакте, МККК прекрасно знает, что 5 августа было заключено соглашение, согласно которому МККК может использовать дорогу Агдам-Ханкенди для своих гуманитарных конвоев. В течение 24-х часов после ее открытия мы также обеспечим полное открытие дороги Лачин-Ханкенди, но при этом необходимо соблюдать таможенный и пограничный режим Азербайджана и режим пограничного контроля.

К сожалению, с момента подписания Трехстороннего заявления (лидеров Армении, Азербайджана и России) армянская сторона неправомерно использовала Лачинскую дорогу для переброски боеприпасов, личного состава и мин в Карабахский регион Азербайджана.

Поэтому Азербайджан был вынужден установить ППП «Лачин» на границе с Арменией. Азербайджан не может допустить наличие «серой зоны» на своей суверенной территории.

Но меня интересует вопрос: почему незаконный армянский режим сопротивляется открытию второй дороги? По всей видимости, они продолжают манипулировать мнением международного сообщества.

Дорога - это цивилизация. Дорога - это культура. Отказ от дороги несет в себе элемент расизма. Это деструктивная политика. Но время оккупации прошло.

- В августе бывший прокурор Международного уголовного суда Луис Морено Окампо опубликовал отчёт, в котором «блокада Лачинского коридора» охарактеризована как «геноцид». «Голод - вот невидимое оружие геноцида», - написал Окампо, предупредив, что «без кардинальных перемен армяне будут уничтожены через несколько недель». Какова Ваша реакция на этот отчёт?

- Прежде всего, вызывает сомнение личность, честность человека, который утверждает, что выступает за справедливость. В международных СМИ есть много фактов о его неправомерных действиях. Но это не мое дело.

Во-вторых, я сожалею, что человек, называющий себя юристом, может злоупотреблять понятием «геноцид», как будто он не знает, что оно означает.

В-третьих, он необъективен. Почему он не говорит о геноциде и военных преступлениях на государственном уровне, совершенных Республикой Армения против Азербайджана?

Восемь азербайджанских городов были полностью разрушены. Где этот факт в отчёте Окампо? Где был Окампо, когда в 1992 году - еще до Сребреницы - все население Ходжалы (Азербайджан) было уничтожено армянами?

Кто против кого устроил геноцид? Это важный вопрос. Это вопрос, на который должен быть дан ответ в отношении миллиона азербайджанцев, подвергшихся этнической чистке на своей земле и уже 30 лет живущих в качестве вынужденных переселенцев и беженцев.

Почему Окампо молчит о культурном наследии Азербайджана, в том числе азербайджанских мечетях, которые были полностью разрушены Арменией?

- Но дело не только в Окампо. Есть и другие специализированные институты, которые уже заявили, что в Карабахе совершается «геноцид». Опять же, Международный Суд ООН обязал Азербайджан «принять все необходимые меры для предотвращения разжигания и поощрения расовой ненависти и дискриминации, в том числе со стороны его должностных лиц и государственных учреждений, направленных против лиц армянской национальной или этнической принадлежности».

- В соответствии с Международной конвенцией о полной ликвидации всех форм расовой дискриминации, Азербайджан также выдвинул в МС очень серьезный иск против Республики Армения. В Армении слово «азербайджанец» или «турок» используется как оскорбление.

Это многое говорит о мышлении в армянском обществе. Я могу привести еще много примеров этнической ненависти и азербайджанофобии. Но факты на местах говорят сами за себя. Армения уничтожила все элементы культурного, религиозного наследия Азербайджана на оккупированных ею территориях.

Поэтому я сожалею, что некоторые международные СМИ попадают в ловушку политической пропаганды Армении.

Почему армяне Карабаха противятся ввозу пшеничной муки из Баку? Вы задаете мне вопрос об этнической ненависти. Что же это такое? У пшеничной муки нет этнической принадлежности. Это основной продукт, которым могут питаться все. Но почему они отказываются от неё?

- Перейдём к мирным переговорам. Члены Совета Безопасности ООН по-прежнему едины в своей поддержке решения Карабахского конфликта путем переговоров. Война закончилась. Было подписано заявление. Армяне заявили, что Карабах принадлежит Азербайджану. Что еще предстоит сделать для достижения мира?

- Азербайджан действительно хочет подписать мирный договор и перевернуть страницу противостояния и злодеяний в этом регионе. Мы хотели бы жить в мире. Но мяч на стороне Армении. Чем раньше они осознают эту реальность, тем лучше будет для всех.

Грязная пропаганда Армении против Азербайджана сбила нас с пути переговоров о заключении мирного договора на платформе, предоставленной Вашингтоном. Мы достигли очень важного прогресса. Почти 70 процентов проекта документа было согласовано. В каком-то смысле мы договорились.

Подписание мирного договора полностью изменит ландшафт региона Южного Кавказа. Но премьер-министр Армении, с одной стороны, признает территориальную целостность Азербайджана, а с другой - продолжает держать армянские вооруженные силы на нашей территории. Он по-прежнему финансирует незаконный режим на нашей территории.

- Как Вы считаете, влияет ли нынешняя конфронтация между Россией и некоторыми западными странами из-за Украины на перспективы мира между Азербайджаном и Арменией?

- К сожалению, мы видим, как элементы геополитического соперничества проявляются в регионе Южного Кавказа, и наше послание крупным державам также таково: не переносите свою внутриполитическую повестку в наш регион.

Мы также видим, что Армения, к сожалению, становится еще одной Сирией в нашем регионе, которая разделена между крупными державами в соответствии с их собственными геополитическими интересами.

Одна из миссий там - это миссия ЕС. Нам говорили, что это гражданская, краткосрочная миссия. Но она стала долгосрочной. В ее составе есть и военные.

Все, кто хочет вместо дипломатического авантюризма и пропаганды способствовать миру и безопасности в регионе, должны серьезно заняться поддержкой армяно-азербайджанских переговоров по мирному договору.

- Существует ли надежный международный партнер или механизм, который был бы более эффективен, чем другие?

- Существуют различные платформы. Мы не отдаем предпочтения какой-то одной из них. Наш подход заключается в том, что любой, кто готов внести свой вклад в достижение реального мира на местах, будет приветствоваться.

С одной стороны, у нас есть брюссельский формат, которому содействует (председатель Европейского совета) Шарль Мишель. Мы это очень ценим. Важные элементы переговоров по мирному договору и по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном были сформированы на этой платформе.

Кроме того, мы высоко ценим усилия правительства США и, в частности, личное участие госсекретаря Энтони Блинкена в обсуждении мирного договора. Они многое сделали.

Мы также не можем отрицать роль России. Она также вносит свой вклад, поскольку является частью региона и имеет исторические отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном.

- Вы искренне верите, что процесс примирения еще возможен? Люди в Баку рассказывали The Arab News, что в прошлом армяне и азербайджанцы жили бок о бок. Может ли это повториться?

- Это может снова произойти, но на самом деле всегда трудно делать прогнозы на будущее. Примирение - это действительно одна из самых сложных частей любой постконфликтной ситуации. В Азербайджане сотни тысяч семей потеряли своих близких и являются беженцами и вынужденными переселенцами.

Представьте себе, что люди возвращаются в свои дома и видят их в руинах. Это нелегко. И они ищут ответы. Ответов нет, потому что ни у кого с армянской стороны не хватило мужества сказать: «Извините нас, пожалуйста. Мы просим прощения за все наши проступки».

В Армении не было возбуждено ни одного дела против лиц, совершивших печально известные акты против Азербайджана. Привлечение людей к ответственности также могло бы стать позитивным сигналом.

Да, я считаю, что примирение возможно, но, конечно, на это потребуется время. Многое зависит от армянской стороны.

Я также внимательно изучил все школьные учебники и пособия Республики Армения. Везде - ненависть, ненависть к соседям, а также исключительное превосходство армян.

Этот расистский тип мышления до сих пор доминирует в армянской литературе, СМИ и так далее.

- Премьер-министр Армении сказал то же самое. Что мир – призыв, который должен исходить от азербайджанского народа, который должен требовать его от своего правительства.

- Я спрошу премьер-министра Армении, готов ли он от имени армянского народа и армянского правительства сказать: «Пожалуйста простите меня?». Я думаю, что это может многое изменить.

Почему Армения отказывается предоставить информацию о массовых захоронениях 4 тысяч азербайджанцев? Кто компенсирует 30 лет, отнятых от жизни миллиона азербайджанцев, выросших в палатках беженцев?

Перевод: Caliber.Az