Story

Хуршидбану Натаван — последняя принцесса Карабаха

img

Земля Карабаха подарила миру и азербайджанскому народу множество одаренных сынов и дочерей, имена которых даже сквозь века мы произносим с гордостью.

Этот священный уголок Азербайджана — родина Бюльбюля, Шамси Бадалбейли, Узеира Гаджибекова и многих других славных представителей культуры и искусства нашей страны. И, конечно же, поэтессы Хуршидбану Натаван.

Хуршидбану (литературный псевдоним Натаван) — дочь последнего правителя Карабаха Мехтигулу хана Джаваншира, внучка Ибрахим Халил хана, родилась 6 августа 1832 года в Шуше. По матери она была из рода Гянджинского правителя Джавад хана. Ее мать — Бедирджахан бейим, была внучкой Зии хана, дочерью Угурлу бека.

Хуршидбану была единственный ребенком в семье и последней наследницей Карабахского ханства, поэтому ее во дворце называли «Дюрру йекта» — единственная жемчужина, а в народе — Хан гызы.

Мехтигулу хан, отец Натаван, был сыном карабахского хана Ибрагим Халил хана и Хуршид бегюм. После подписания 14 мая 1805 года в местечке Кюрекчай, недалеко от Гянджи договора о переходе Карабахского ханства под власть России в июле того же года «высочайшим» указом Александра I он был произведен в генерал-майоры.

В годы правления Ибрагим Халил хана, Карабахское ханство было одним из наиболее могущественных азербайджанских ханств. Временами Ибрагим Халил хан имел сильное влияние на правителей соседних ханств — Гарадага, Ардебиля, Нахчывана и Гянджи. Родственные связи были установлены с Омар ханом, аварским правителем, сестру которого Ибрагим хан взял в жены.

После убийства в 1806 году при невыясненных обстоятельствах, его отца Ибрагим Халил хана и его приближенных, были убиты его жена и несколько маленьких детей, Мехтигулу по указу Александра I от 13 сентября 1806 года был назначен ханом Карабаха. Не простив русским властям совершенного злодеяния, Мехтигулу все годы своего правления оставался тайным союзником Ирана. В 1822 году ханство было упразднено и стало российской провинцией.

Натаван вырастила и воспитала родная тетя Говхар ханым — дочь Ибрагим Халил хана. Она же и пробудила в Хуршудбану любовь к музыке, поэзии и рисованию, девочка получила хорошее домашнее образование. Кроме родного азербайджанского, владела еще тремя языками — персидским, арабским и русским, читала классические произведения таких корифеев восточной поэзии, как Фирдоуси и Низами, Саади и Хафиз, Навои и Физули.

Хан гызы была успешна во всем, к чему тянулась ее душа. Красивая, умная, талантливая — эта женщина привлекала взгляды, пленяла сердца, вызывала восхищение современников.

Но в личную жизнь нередко вмешивается политика. Умная, образованная, красивая девушка и, главное, из знатного рода, стала важным «инструментом» в руках царского правительства. С целью наладить и укрепить дружескую связь Северного и Южного Кавказа было решено, по указу императора, Хуршидбану Натаван, последнею карабахскую принцессу крови, не спрашивая ее согласия, выдать замуж.

Мужем Натаван стал князь, кумык Хасай-Хан Мусаевич Уцмиев (1808-1867), управляющий Карабахским ханством. Он учился во Франции в Сен-Сирской военной академии, (которую, кстати, окончил и Наполеон), дослужился до высокого чина генерал-майора.

У Хасая и Натаван вскоре родился сын Мехтигулу хан (1855-1900), названный в честь деда, последнего Карабахского хана и дочь Хан-Бике (1856-1921). Впоследствии Мехти-младший прославится как поэт под псевдонимом «Вефа», то есть — «Верный». Уже позже, Мехтигулу назвал своего сына в честь деда Хасаем.

Князь Хасай хан Уцмиев был просвещенным человеком своего времени, тесно связан с литературными кругами Азербайджана, России, Европы. Он был дружен с азербайджанскими писателями Мирзой Шафи Вазехом и Мирзой Фатали Ахундовым, с писателем-декабристом Александром Бестужевым-Марлинским и другими, был знаком с французским этнографом, путешественником и писателем Ксавье Мармье, художником Клодом Моне, переписывался с известным французским ученым-востоковедом и путешественником, автором многочисленных работ о народах мира Жозефом Эрнестом Ренаном.

Как образованный человек он делился своими взглядами и со своей женой Натаван, что помогало ей быть в курсе культурной жизни. Большую роль в развитии духовного мира Натаван сыграл Мирза Фатали Ахундов, личное знакомство с которым способствовало ее широкому интересу к общественным вопросам и полезной деятельности. Натаван с семьей бывала в Баку, на родине мужа в Дагестане, несколько лет жила в Тифлисе.

В 1858 году Азербайджан посетил знаменитый писатель и путешественник Александр Дюма-старший. Такое событие, как встреча с Дюма не мог упустить князь Уцмиев. Он с женой и детьми выехал в Баку. Дюма был очарован великолепным французским языком и умом князя, но беседа с Натаван, образованной женщиной Востока, его просто сразила.

Натаван подарила Дюма вышитый ею кисет. Обыграв француза в шахматы, Натаван получила их в подарок от великого писателя. Много легенд ходило об этой встрече — и что является правдой, а что просто вымыслом, узнать, невозможно.

Об этой встрече А.Дюма писал: «Мы не могли быть на первом обеде, на который были приглашены две татарские (то есть, азербайджанские) княгини, мать и дочь. По религиозному и общественному обычаю магометанских женщин они не могли поднять свое покрывало перед иностранцами… Одна из княгинь была жена, а другая — дочь Мехти Кулихана, последнего карабахского хана. Матери можно было дать не более 40 лет, а дочери — 20. Обе они были в национальных костюмах. Дочь была очаровательна в этом костюме, впрочем, более богатом, нежели грациозном».

Натаван, можно сказать, была первой феминисткой-азербайджанкой, а люди всегда сочиняют небылицы про тех, кто ушел далеко вперед от толпы. Но то, что она была великой поэтессой, необыкновенным художником, прекрасной мастерицей и духовным наставником целого поколения азербайджанских поэтов, писателей и композиторов — неоспоримо.

В начале 1870-х годов ей принадлежали земли 53 селений Шушинского уезда, а после смерти матери в 1861 году Натаван отошли земли еще 9 селений.

Как это ни печально, но у многих великих людей не всегда все хорошо в личной жизни. Не исключением оказалась и Хуршидбану Натаван. Карабахская знать не одобрила брак дочери хана с царским генералом, к тому же кумыком. По этому поводу отпускались язвительные шутки, даже сочинялись пасквили, так что, в конце-концов, брак Натаван распался, к ее радости, так как она так и не смогла полюбить своего не очень молодого мужа.

В результате, в начале 1860-х годов князь Уцмиев разводится с Натаван и уезжает. Он женится во второй раз, но вскоре умирает. Двое их детей — сын Мехдигулу и дочь Ханбике — остаются с Натаван, которая посвящает себя их воспитанию.

В 1861 году Натаван, Хан гызы, после непродолжительного проживания в Тифлисе возвращается в Шушу и выходит замуж во второй раз за жителя Шуши, «простолюдина» Сейида Гусейна Агамирова. От этого брака у нее было пятеро детей — трое сыновей Мир Аббас-ага (1868-1885), Мир Гасан-ага (1870-1903) и Мир Джафар-ага, а также две дочери Сара-бегум и Хаджар-бике.

Поэты воспевали тонкое изящество ее рисунков и художественных вышивок, красоту ее лица и души, ее благотворную энергию. Натаван, как дочь хана была и общественным деятелем. Ее стараниями в ее родной Шуше был разбит красивый парк для отдыха горожан. Там же были построены дворец, мечеть, торговые дома, театр, здания летнего и зимнего клубов, реального училища.

В 1872 году Хуршидбану с целью обеспечения городского населения водой и благоустройства Шуши проводит из Исы-булага в местности Сарыбаба, находящейся на расстоянии 10 километров от Шуши, водопроводную линию. На этот проект Натаван пожертвовала сто тысяч рублей.

Но главным делом жизни Натаван была, конечно, поэзия. Простыми, понятными людям словами она выражала свои искренние чувства, и газели ее находили благодарных читателей не только в родном Карабахе, но и за пределами Кавказа и России.

В 1872 году она организовала в Шуше литературный кружок «Меджлиси-унс» — Собрание друзей, и стала его душой и председателем. На собрания съезжались лучшие поэты того времени. Меджлис этот имел конфессиональные цели, но, наряду с религиозными песнопениями, сопровождающими обрядовые действия, здесь обучались искусству мугама.

После завершения траурных представлений ханенде исполняли те же мугамы уже в светской обстановке — на свадьбах и во время других празднеств. Независимый образ жизни, участие в поэтических состязаниях, близкое знакомство со многими поэтами и свободолюбие Натаван сделали эти меджлисы одной из блестящих страниц в истории литературы Азербайджана XIX века.

Ее изящные, мудрые стихи, полные искренности и душевной теплоты, овеяны романтической дымкой пленительной поэзии Физули. В них преобладают мотивы любви, иногда — жалобы на бесправное положение женщины в обществе. Участие в общественной жизни, занятия литературой для азербайджанки в то время было явлением исключительным. Натаван нарушила извечный закон женского затворничества, проявив немалую смелость. Ее активное участие в литературной жизни Азербайджана сродни подвигу.

В 1885 году умер ее сын Мир-Аббас в возрасте семнадцати лет. Натаван пережила его всего на 12 лет и до конца своих дней воскрешала образ сына в своих бейтах.

Увидеть бы тебя на миг счастливым женихом
Чтоб ты, потупившись, глядел в смущении кругом
Отдать бы очи навсегда за взгляд твоих очей.

Не может сердце ни на миг подумать о другом.
Живу я в тесном уголке печали и тоски,
И слезы Натаван текут прозрачным родником.

Хуршидбану Натаван писала о любви к жизни, воспевала мечты о счастье, оплакивала горе матери, потерявшей любимого сына, но очень часто проскальзывала в ее стихах и тема о бесправии женщин того времени.

Хуршудбану Натаван оставила глубокий след в культуре и общественной жизни Азербайджана. Существует несколько причин появления этого феномена, одной из которых является происхождение поэтессы. А именно, в Натаван текла кровь двух великих родов — Джаванширов и Гаджаров.

Хуршидбану начала свой творческий путь в 50-ые годах XIX века. С 1870 года она взяла псевдоним «Натаван». Ее стихи передавались из уст в уста, и распространилась в виде живописи. По содержанию стихи Хуршидбану делятся на 4 части: любовные стихи, стихи, посвященные природной красоте, рифмы, написанные современникам, и грустные стихи.

Ее лирические стихи в большинстве навеяны грустью по рано умершему сыну — «Я плачу», «Ушел», «Сыну моему» и др., в которых, однако, проскальзывают и социальные мотивы, — главным образом жалобы на бесправие женщин в обществе. Но основные мотивы поэзии Хуршидбану Натаван — любовь к жизни, мечты о счастье.

Первый сборник стихов поэтессы был издан Салманом Мумтазом в 1928 году, а в 1982 году были издан первый сборник стихов на русском языке. Кроме стихотворного творчества, Натаван также занималась живописью. Она создавала пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства.

Хуршидбану Натаван скончалась 2 октября 1897 года в Шуше, похоронили ее в Агдаме на кладбище «Имарет». В том году родился «соловей» Азербайджана — Бюльбюль, и это символично — история культуры Азербайджана передала эстафету славы Карабаха. На родине, в Шуше ей установили памятник. После занятия Шуши армянами в мае 1992 года бронзовые бюсты Натаван, Узеира Гаджибекова и Бюльбюля были демонтированы и вывезены в Грузию на металлолом, где были выкуплены азербайджанскими властями.