Story

Николай II: удивительные факты из жизни последнего российского императора

img

18 мая исполняется ровно 151 год со дня рождения последнего русского императора Николая II. Казалось бы, всё, что касается правителя, давно уже сказано, особенно в части любовных отношений. Однако есть факты, которые до сих пор удивят любого.

Хотел передать престол пятилетней дочери

В 1900 году 32-летний император заболел тифом. Его состояние настолько вызывало опасения, что стали думать о наследниках. К тому моменту в семье последнего российского императора было четыре дочери, поэтому вопрос, кому передавать престол, был крайне актуален. Предполагался один из двух вариантов: или престол перейдёт к Михаилу Александровичу, брату императора, или он отдаст корону старшей дочери — Ольге. Однако ни один из двух вариантов не был прописан в законе о престолонаследии. Сам же Николай, как указывают историки, склонялся к тому, чтобы правительницей стала Ольга.

В ноябре 1900 года обер-прокурор Синода Константин Победоносцев в письме к министру внутренних дел Дмитрию Сипягину отметил, что императрица беременна и вполне может родиться мальчик (как и случилось), однако регламента, как действовать в случае, если сначала Николай умрёт, а мальчик появится на свет несколькими месяцами позже, нет. В итоге решили при таком развитии событий присягать Михаилу Александровичу; если даже родится мальчик, он не становится императором.

Стал инициатором Гаагской конференции

Последний российский император стал первым миротворцем в масштабах всего мира. Николай II планировал провести разоружение и заключить всеобщий мир. Он лично приложил руку к ноте от 16 августа 1898 года, которая была составлена по его инициативе и направлена ряду держав. В документе содержался призыв к разоружению.

Однако большинство государств встретили ноту отрицательно. Так, французская сторона увидела в документе "руку германского императора и короля Пруссии Вильгельма II", который якобы хотел нейтрализовать все попытки военного возрождения страны.

А сам Вильгельм, получив ноту, заявил, что Россия просто не выдержит гонку вооружений. Англия же ноту одобрила, но добавила, что содержавшиеся в ней предложения не касаются британского флота. Положительно к предложению российского императора отнеслись только Италия и Австро-Венгрия.

Первая мирная конференция в Гааге всё же состоялась в мае 1898 года. В ней участвовало 26 государств: Россия, Османская империя, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания, Болгария, Сербия, Черногория, Греция, Португалия, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Китай, Сиам, Персия, США, Мексика.

По её итогам приняли конвенции "О мирном решении международных столкновений", "О законах и обычаях сухопутной войны", "О применении к морской войне". А также декларации: "О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов", "О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы", "О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле".

У Николая II были приёмные сын и дочь

Если быть точнее, он усыновил и удочерил собственных двоюродных брата и сестру, которые были более чем на 20 лет младше него.

Их мать умерла, когда рожала младшего, Дмитрия, в 1891 году. Отец, великий князь Павел Александрович, вскоре женился на бывшей супруге своего подчинённого, и за неравный брак его выслали из России.

Как пишет Людмила Третьякова в материале "Мария Романова и Феликс Юсупов", заботу о детях взял на себя лично Николай II.

Воспитывали их в полном представлении о высоком сане: церемонное обращение окружающих, множество слуг, роскошные апартаменты.

Подросшего Дмитрия отдали в кавалерийскую школу в начале 1910-х. В 1911 году, будучи молодым офицером, он просил разрешения уехать добровольцем в Ливию, где в то время шла Итало-турецкая война, но получил отказ. Был одной из спортивных надежд России в области конного спорта, даже участвовал в Олимпиаде 1912 года.

Дмитрий должен был жениться на великой княгине Ольге, но жена Николая II потребовала разорвать отношения. Дело в том, что Дмитрий ненавидел Распутина и не скрывал этого. Кроме того, именно он был сообщником Феликса Юсупова в убийстве "старца" 30 декабря 1916 года.

Ссылки он избежал только благодаря Николаю II: был отправлен в Персию, в отряд Николая Баратова. После Февральской революции поддержал Временное правительство и даже написал председателю Георгию Львову письмо с вопросом, разрешено ли ему вернуться в Россию. Однако после Октябрьской революции ушёл на британскую службу и уехал в Лондон. В разное время жил в США и Париже. У него даже был роман с Коко Шанель! И именно он свёл свою возлюбленную с Эрнестом Бо — парфюмером, создавшим Chanel № 5. А роману Дмитрия и Коко посвящён аромат Cuir de Russie.

Скончался в 1942 году. Его похоронили в дворцовой церкви на острове Майнау, которая была в собственности его племянника Леннарта Бернадота.

Теперь о сестре Дмитрия, Марии. Её в 1908-м выдали замуж за наследного принца Швеции Вильгельма.

Свадьбу гуляли в Павловске весной 1908 года. Николай II был посажёным отцом. Однако через пять лет брак расторгли по до сих пор доподлинно не известным причинам. Официально считается, что Мария тосковала по России и не смогла жить в чужой стране, поэтому в 1913-м вернулась в Петербург. Однако рождённого в 1909 году сына Леннарта ей отдать отказались: он был наследником шведского престола. Во время Первой мировой войны Мария стала сестрой милосердия. В 1917-м, узнав об отречении Николая II, вернулась в Петербург. К тому моменту в Россию уже разрешили вернуться её родному отцу.

В сентябре 1917-го вышла во второй раз замуж, родила сына. В российской столице она жила до 1919-го, пока голод и отсутствие работы окончательно не вынудили их с новым супругом бежать из России. В качестве направления выбрали Париж, а переселиться удалось благодаря продаже буквально всех драгоценностей, которые у Марии были. Ребёнка решили оставить на попечение отца. Последнего расстреляли через несколько месяцев. А её сын умер от дизентерии.

В Париже те молодые россиянки, которые эмигрировали без огромного состояния (почти все) пытались хоть как-то зацепиться за мир высокой моды. Ходить по подиуму она отказывалась — всё-таки Романова. Вполне приемлемым для себя занятием сочла вышивку и вязание свитеров для более богатых соотечественниц.

В начале 1920-х Коко Шанель искала, кому заказать вышивку. Знакомые русские помогли ей наткнуться на Марию. Это произошло не без участия Дмитрия Романова и Феликса Юсупова, лично знакомых со светилом французской моды. Так девушка получила несколько объёмных заказов и деньги за них. Постепенно её работы стали известны не только в Париже, но и далеко за его пределами. Однако в 1923 году Мария развелась со вторым мужем и вскоре покинула Париж. Жила в Германии, Швеции, Испании, писала свои мемуары, которые, к слову, имели успех. Скончалась в 1958 году в Западной Германии.

Испытывал на себе солдатскую амуницию

Генерал Мосолов писал: "Царь считал себя военным, первым профессиональным военным своей империи, не допуская в этом отношении никакого компромисса. Долг его был долгом всякого военнослужащего". По словам генерала, император лично объезжал войска перед отправлением их на фронт.

Мосолов отметил, что государь вникал во многие вопросы, касающиеся военных. Однажды в Ливадии он прошёл сорок вёрст в солдатском обмундировании, с полной выкладкой, винтовкой и солдатским пайком. Так правитель проверял пригодность новой экипировки.

Командир полка, форму которого надевал государь, просил в виде милости зачислить Николая II в первую роту и на перекличке вызывать его как рядового. Николай II на это согласился и потребовал себе послужную книгу нижнего чина, написав в графе "срок службы": "До гробовой доски".

Курил и пил портвейн

В России была традиция, согласно которой подрастающие в императорских семьях сыновья могли заказывать в свои покои алкогольные напитки. Николай Александрович не отказывался выпить даже с утра: 1 января 1886 года семнадцатилетний тогда цесаревич после завтрака заказал принести в его комнаты две бутылки вина, 14 бутылок кваса и бутылку пива. Однако для него ли одного это было предназначено — не указывается.

"Попробовал 6 сортов портвейна и слегка надрызгался, отчего спал прекрасно", — запись в дневнике Николая II, сделанная в августе 1906 года.

Что касается курения, предполагается, что Николай мог составить в этом вопросе конкуренцию Петру I (который, кажется, не выпускал трубку из рук). В расходных документах 1917 года отмечается, что за девять месяцев он выкурил около 8 тысяч папирос.

Сократил срок службы в армии и на флоте

Именно последний русский император существенно сократил срок службы в армии и на флоте. Согласно апрельской реформе 1906 года, в пехоте, пешей артиллерии и инженерных войсках его снизили с 4 до 3 лет, в кавалерии и конной артиллерии — с 5 до 4, на флоте — с 7 до 5 лет.

Кроме того, по инициативе лично государя-императора предприняли меры для улучшения командного состава. В 1905–1906 годах уволили около 7 тысяч офицеров по решению аттестационных комиссий. Более 4,3 тысячи из них не проходили по возрасту. Часть остальных не соответствовала служебному званию.

В личной библиотеке было около 15 тысяч книг

Николая II смело можно назвать одним из самых начитанных российских правителей: в его личной библиотеке было 15 тысяч книг. Да и в дневнике он регулярно писал: "После обеда читал", "Гулял по саду и читал".

Из газет он предпочитал "Русский инвалид". Был неравнодушен к изданиям, публикующим юмористические рассказы с картинками. Из писателей больше всего любил Аркадия Аверченко и Николая Гоголя.

Не сбежал в Великобританию не из собственной гордости

Последний российский император никогда не исключал возможности миграции. Учитывая, что в Великобритании его двоюродный брат Георг V был королём (внешне они похожи как две капли воды), такой исход был самым ожидаемым. Историки до сих пор спорят, добровольно ли царская семья решила не уезжать, их не дали выкрасть или никто и не собирался этого делать.

Самая распространённая версия следующая. 21 марта 1917 года британский посол в Петрограде Джордж Бьюкенен напомнил министру иностранных дел Временного правительства Павлу Милюкову о родственных узах последнего российского императора.

У английской стороны запросили разрешение на въезд Николая II. Предварительное одобрение было получено спустя несколько дней, его довели до Милюкова. Однако глава МИД заявил, что слишком поздно: не сегодня-завтра к власти придут Советы.

Вскоре и сам Георг отказался от этой затеи. Отчасти это связано с тем, что Александру Фёдоровну, жену Николая II, подозревали чуть ли не в тайном сговоре с Вильгельмом II и поддержке немецкой стороны в целом. В результате английские послы заявили, что не могут рекомендовать королю предоставление убежища семье Николая II.

В августе 1917 года Романовых привезли в Тобольск, где они были до апреля следующего года. Весной 1918-го они отправились в последнюю поездку.