Story

Немец из Азербайджана: мифы и правда о разведчике Рихарде Зорге

img

В 1964 году советский лидер Никита Хрущев увидел фильм французского режиссера Ива Чампи «Кто вы, доктор Зорге?» Художественнный фильм был посвящен истории немецкого журналиста, который на самом деле является резидентом советской разведки в Японии.

Впечатленный увиденным, Хрущев приказал выяснить, существовал ли такой разведчик в действительности. Получив утвердительный ответ, Никита Сергеевич приказал начать проверку всех материалов, связанных с Зорге.

4 сентября 1964 года газета «Правда» опубликовала статью о Рихарде Зорге. В нем разведчик описывался как герой, первым получивший информацию о планах нападения гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 года. В статье утверждалось, что лишь личные амбиции Сталина и его недоверие к разведчику привели к тому, что не были приняты соответствующие меры для отражения немецкого вторжения.

14 октября 1964 года Никита Хрущев был снят со всех постов и отправлен на пенсию. Отставка советского лидера, однако, никак не повлияла на процессы, связанные с именем Зорге. 5 ноября 1964 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В течение последующих десятилетий образ, созданный в 1960-х, только закреплялся в общественном сознании. Герой-разведчик, страдающий из-за недоверия руководства, вызванного маниакальной подозрительностью «вождя народов», но продолжающий служить Родине и жертвующий ради нее жизнью — таким представляли Рихарда Зорге советские граждане.

Немец из Азербайджана

На самом деле Зорге, придуманный во времена Хрущева, сильно отличается от реального человека. Не было в действительности ни сообщений о точной дате начала войны, ни преданной любви к единственной женщине, оставшейся в СССР и затем ставшей жертвой репрессий.

Мало кто знает, но Рихард Зорге до самых последних дней так и не выучил в совершенстве русский язык, хотя мать его была русской.

У него была удивительная жизнь и удивительная судьба, более похожая на книги о Джеймсе Бонде, с той лишь разницей, что в конце своей «книги жизни» он все-таки потерпел поражение...

Рихард Зорге родился 4 октября 1895 года в городе Баку, в семье немецкого инженера Густава Вильгельма Зорге и его второй жены, Нины Семеновны Кобелевой.

Отец Рихарда трудился в нефтяной компании братьев Нобель, а затем открыл собственную мастерскую буровой техники.

Когда Рихарду, младшему из пяти детей, исполнилось три года, семья Зорге перебралась в Германию. Русского языка мальчик не знал — в семье говорили исключительно по-немецки.

Война сделала его коммунистом

Двоюродным дедом Рихарда был Фридрих Адольф Зорге, соратник Карла Марксапо Первому Интернационалу. Рихард никогда его не видел — родственник у мер в США, когда мальчику было 10 лет — но всегда преклонялся перед ним.

Отец Рихарда умер рано, успев, однако, создать для семьи неплохие материальные условия. Этих условий хватило до начала Первой Мировой войны.

В 1914 году Рихард Зорге, которому не исполнилось еще и 19 лет, добровольно поступает на военную службу. Молодого человека охватил патриотический порыв, и он рвался на фронт, чтобы драться за великую Германию.

Рихард прошел практически всю войну, с 1914 по 1918 годы, дослужившись до унтер-офицера полевой артиллерии и получив три ранения. Третье, последнее, едва не стоило ему ноги — из-за его последствий он прихрамывал всю оставшуюся жизнь.

С фронта Рихард вернулся с отвращением к войне и к тем, кто развязал эту бойню. В госпитале он впервые познакомился с левыми социалистами и примкнул к их движению.

Без пяти минут расстрелянный доктор наук

Искалеченный войной парень сохранил силу характера. На фронт он ушел, не закончив последний класс школы. Во время лечения в госпиталях Рихард умудрился сдать выпускные экзамены в школе и поступить на медицинский факультет Берлинского университета. Затем медицину он сменил на изучение политологии и экономики. После демобилизации в январе 1918 года Зорге перевелся в Кильский университет.

Удивительно, но Рихард в эти годы успешно совмещает занятие наукой и политикой. Он участвует в целом ряде выступлений левых сил, и в то же время в августе 1919 года защищает докторскую диссертацию на кафедре государственного права на тему «Имперские тарифы Центрального союза немецких потребительских обществ». Автор диссертации, получившей блестящие отзывы, незадолго до этого едва не был расстрелян за участие в восстании.

В октябре 1919 года социалистическая группа Рихарда Зорге вливается в состав Коммунистической партии Германии.

Зорге много занимается партийной работой, возглавляет партийную школу немецких коммунистов. В 1924 году во время 9-го съезда КПГ Рихард Зорге сопровождает группу представителей Коминтерна, прибывших на съезд. После этого Рихард получает предложение о работе в Москве, в структурах Коминтерна.

Агент Коминтерна

Зорге в этот момент уже женат первым браком. Его супруга Кристина отправится вместе с ним в СССР, но борьба за коммунистические идеалы девушке быстро наскучит, два года спустя она бросит Рихарда и вернется в Германию.

Сам же Зорге пять лет проработает на различных должностях в Коминтерне, запомнившись коллегам принципиальностью, жесткостью суждений и большой работоспособностью.

В Москве формально не разведенный Рихард знакомится с Екатериной Максимовой, которая становится его второй женой.

Осенью 1929 года Зорге переводят на работу в Разведупр РККА — будущее ГРУ. Так сотрудник Коминтерна становится военным разведчиком.

Для разведки он настоящая находка — в совершенстве владеющий немецким языком, хорошо образованный, эрудированный человек, умеющий вызвать к себе расположение.

Кроме того, Зорге отлично пишет не только диссертации, но и статьи для периодической прессы, что позволяет ему работать под абсолютно правдоподобной легендой немецкого журналиста.

Миссия в Китае

В 1930 году он начинает работать в качестве репортера немецких газет в Китае, при правительстве Чан Кайши. Информация, которую он сообщает в Москву, признается очень ценной.

В Китае Зорге знакомится с Хоцуми Одзаки, корреспондентом токийской газеты «Осака Асахи». Это была историческая встреча — именно Одзаки станет одним из главных информаторов Зорге во время его работы в Японии. Одзаки в итоге разделит печальную участь самого Зорге...

Командировка Зорге в Китай завершилась в 1932 году, и сразу после нее началась подготовка к миссии в Японии.

Но сначала Зорге отправился в Германию, чтобы налаживать связи в редакциях немецких изданий, которые он должен был представлять в Японии.

Он живет в Германии, уже ставшей нацистской, под своим именем, не скрывает, что жил в СССР. Было, мол, увлечение коммунистическими идеями, но давно осталось в прошлом.

Зорге удается не вызвать ни у кого подозрений. В Японию он едет, обзаведясь в Германии массой полезных знакомств и связей, среди которых дипломаты, военные и видные деятели нацистской партии.

Журналист, мотогонщик и ловелас

За несколько последующих лет он не просто создает в Японии разветвленную агентурную сеть. Одновременно он становится репортером, которого знают и ценят в Германии, человеком, чьи статьи привлекают внимание востоковедов. При этом он душа компании немецких граждан, работающих в Японии. Он участвует во всех вечеринках и веселых праздниках, он вхож в любые кабинеты германского посольства. Среди его друзей высокопоставленный чин гестапо, в обязанности которого входит выявление «подозрительных элементов» среди граждан Рейха в Германии. Но Зорге, любитель безумных гонок на мотоциклах, ценитель изысканного спиртного, ловелас, остается вне подозрений.

Больше того, когда военный атташе Ойген Отт, приятель журналиста, стал германским послом в Японии, Зорге получил место пресс-секретаря посольства Германии.

«Ловелас» — это не для красного словца. История «вечной любви» на расстоянии с Екатериной Максимовой, мягко говоря, преувеличена. В течение нескольких лет в Японии с Зорге жила его третья, гражданская жена, Ханако Исии. А многие их тех, кто знал Зорге в Японии, говорят о том, что счет его любовниц шел на десятки.

Заподозрить в этом человеке резидента советской разведки было совершенно невероятно. Немцы и не заподозрили — даже тогда, когда Зорге был схвачен японской контрразведкой, представители посольства Германии рвали и метали, требуя освободить «невиновного журналиста». Затем, когда японцы предъявили убедительные доказательства и признание самого Зорге, официальный Берлин требовал выдачи «предателя». Однако японцы сочли, что ущерб, нанесенный Зорге их государству, значительно больше.

Что сообщал и чего не сообщал Рихард Зорге

Существует масса мифов, связанных с деятельностью Рихарда Зорге. Например, такой — во время репрессии 1937-1938 годов разведчика хотели отозвать в Москву, чтобы судить как «врага народа». Зорге же, якобы подозревая подобную возможность, отказался приехать в СССР.

Эта, версия, однако, подтверждения не находит. Более того, после нескольких лет интенсивной работы разведчик не раз обращался в Москву с просьбой об отзыве. Однако полноценно заменить Зорге оказалось некем, а информация, поставляемая им, была слишком ценной, чтобы отказаться от подобного источника.

Красочные рассказы о том, как параноик Сталинтоптал шифровки Зорге с точной датой нападения Германии — чистый вымысел хрущевских времен. На самом деле информация о дате начала войны с СССР от Зорге поступала несколько раз, и каждый раз даты были разными. Дело в том, что источником информации Зорге были сотрудники немецкого посольства, а германская контрразведка в этот период сознательно распространяла среди дипломатов ложные сообщения о предстоящих действиях армии, дабы ввести противника в заблуждение.

Зорге действительно сообщил, что Япония не намерена нападать на СССР осенью 1941 года, что позволило перебросить под Москву подкрепления из Сибири, что во многом решило исход битвы под Москвой. Но и тут надо понимать — эта важнейшая стратегическая информация только тогда стала для советского командования руководством к действию, когда была подтверждена из нескольких независимых источников. Опираться на данные одного разведчика в такой ситуации было бы недопустимым легкомыслием.

Секреты выдал радист

К осени 1941 года японские спецслужбы шли за Зорге по пятам. Первая его радиограмма была перехвачена еще в 1937 году.

В 1938 году его группа едва не провалилась из-за самого резидента. Зорге разбился на мотоцикле, имея при себе крупную сумму денег и секретные документы. Спасло только то, что Зорге не потерял сознания до того момента, как смог передать все это приехавшему к нему радисту-шифровальщику группы Максу Клаузену. Клаузен также успел изъять из дома Рихарда Зорге компрометирующие документы до того, как сотрудники германского посольства опечатали его бумаги.

У Макса Клаузена в истории Рихарда Зорге не самая достойная роль. Когда в октябре 1941 года полиция арестовала Зорге и членов его группы, Клаузен на первом же допросе выдал все, что он знал о кодах шифрования, что позволило японцам прочитать радиограммы советского резидента.

Если сам Зорге, признав, что является коммунистом и работает на СССР, не отрекся от своих взглядов и убеждений, что подтверждают материалы его допросов, то Макс Клаузен не только рассказал, все, что знал, но еще и поливал грязью своих товарищей и дело, которому служил.

Называя вещи своими именами, человек спасал свою шкуру и он ее спас, получив пожизненное заключение вместо смертного приговора, который был вынесен Зорге и Хоцуми Одзаки.

Удивительно, но и после освобождения в 1946 году к Максу Клаузену вопросов не возникло. Он прошел лечение в СССР, затем выехал в Восточную Германию, и закончил свою жизнь уважаемым и заслуженным пенсионером ГДР.

Был ли Зорге «неудобным свидетелем»?

Смертный приговор Рихарду Зорге был вынесен 29 сентября 1943 года. Еще более года он провел в камере смертников в ожидании казни. И вокруг этого обстоятельства существует еще один миф — о том, что Сталин якобы отклонил предложение японцев об обмене Зорге. Источником этой легенды считается другой советский разведчик, участник «Красной капеллы» Леопольд Треппер, ссылавшийся на слова японского генерала, с которым он сидел в одной камере в тюрьме на Лубянке.

Но, во-первых, ни один другой источник не подтверждает реальности подобного предложения. Во-вторых, не выдерживает критики мотивация сталинского отказа — якобы вождь не хотел, чтобы в живых оставался свидетель, знающий о «тайне 22 июня». Однако нюанс в том, что эту «тайну» должен был знать еще как минимум один человек — радист Макс Клаузен, передававший шифровки Зорге. Как вы уже знаете, этот «свидетель» по какой-то причине не был расстрелян НКВД и не сгнил в лагерях, а благополучно дожил свои дни в ГДР. Объяснить это можно только одним — не было никакой тайны, как и не было предложения от японцев об обмене.

Да и странно бы такое предложение выглядело. Формально СССР и Япония не находились в состоянии войны, но Страна Восходящего Солнца являлась союзницей Германии. И как бы в глазах Берлина выглядела выдача Москве ее агента, являющегося гражданином Германии?

Сердце разведчика

Рихард Зорге был повешен в токийской тюрьме «Сугамо» 7 ноября 1944 года в 10:20 утра. Организм разведчика был очень сильным — тюремный врач зафиксировал остановку сердца лишь спустя восемь минут. В течение многих лет считалось, что перед казнью Зорге крикнул: «Да здравствует Красная Армия! Да здравствует Коминтерн!» Однако в найденных в 2004 году в Японии документах с описанием процедуры казни не зафиксировано ничего подобного. В них говорится, что Зорге вел себя спокойно, поблагодарил тюремных служащих и прошел в камеру для исполнения приговоров.

Не исключено, конечно, что японские чиновники не рискнули вносить крамолу в протокол, но, скорее всего, последние слова Рихарда Зорге — просто еще один из многочисленных мифов о нем.

Своей популярностью на Западе в начале 1960-х годов советский разведчик обязан американцам. Именно они после окончания Второй мировой войны нашли в японских архивах «дело Зорге». В течение нескольких лет эти материалы изучались как пособие по работе советских спецслужб. На фоне Холодной войны американцев также очень интересовал вопрос, не подталкивал ли Советский Союз Японию к войне с США.

Все тайны не будут раскрыты никогда

В 1949 году материалы о Зорге были опубликованы сначала в японской прессе, откуда они перекочевали в СМИ других стран.

Первоначально Рихард Зорге был похоронен в общей могиле во дворе тюрьмы «Сугамо». Впоследствии останки советского разведчика были перезахоронены американскими оккупационными властями на кладбище Тама в Токио с отданием воинских почестей.

Как уже говорилось, миф о Рихарде Зорге, созданный в СССР в середине 1960-х, далек от истины, Но нет никаких сомнений в том, что Рихард Зорге был выдающимся разведчиком, честно служившим Советскому Союзу и до конца верившим в свои идеалы.

Все тайны Рихарда Зорге, возможно, никогда не будут раскрыты до конца. Такова судьба настоящего разведчика.