Story

Ивао Хакамада: невиновный, отсидевший 46 лет

img

Первые признаки подорванного душевного здоровья и нарушений в поведении проявились у Ивао ещё в 1980-х годах, когда Верховный суд оставил в силе его смертный приговор. Адвокат Хакамады тогда сообщил, что с ним трудно общаться, и по этой причине встречи с ним стали неэффективными. В разговорах с сестрой Хидэко и в его письмах также были заметны признаки бессвязного мышления.

Дело в том, что в Японии осуждённых на смерть содержат в полной изоляции от внешнего мира, что вдобавок к одиночному заключению также предполагает ограниченное общение с родственниками. Хакамада прожил в таких условиях не просто несколько лет, а несколько десятилетий. В 2011 году он даже был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как заключенный, дольше всех ждущий исполнения высшей меры наказания.

Более 50 лет назад Хакамада был профессиональным боксером, весьма успешным в своей стране, но его жизнь в одночасье изменилась. Ивао приговорили к смертной казни за убийство, которое было совершено 30 июня 1966 года. Тогда глава японской компании по производству бобовой пасты был найден в собственном доме мертвым. Преступник также убил жену и двоих детей бизнесмена, после чего поджег помещение.

Главным подозреваемым стал сотрудник компании Ивао Хакамада. На заводе была найдена рубашка, забрызганная кровью убитого. Преступник спрятал ее в чане с бобовой пастой. По заявлению следствия, она принадлежала Ивао, и именно она стала главной уликой в этом деле.

В сентябре 1968 года окружной суд приговорил его к смертной казни через повешение. Обвинительный приговор ему вынесли на основании “признания”, сделанного под многократными пытками, с использованием доказательств, которые, как признал суд, были сфабрикованы.

Позже заключенный рассказывал семье и адвокатам, что его допрашивали 23 дня. Никакого защитника ему тогда не предоставили. На допросах его избивали, не давали воды и не водили в туалет, требуя подписать признательные показания.

Следующие несколько десятилетий Хакамада пытался добиться пересмотра своего дела. Но в 1980 году Верховный суд страны подтвердил законность вердикта. Но сестра Ивао, Хидэко, все это время не сдавалась и добавилась его освобождения.

Через 44 года после заключения брата под стражу ей удалось добиться проведения ДНК-теста. Образцы крови на найденной одежде не совпали с кровью осужденного. Дело снова отправили на пересмотр, и только еще через два года, в марте 2014-го, Ивао выпустили из тюрьмы.

Его дело ставит трудные вопросы. Например, можно ли оправдать заключение человека, который не факт еще, что виновен, в тесную одиночную камеру на десятки лет? Но японская система правосудия считает нужным держать приговоренных к казни заключенных в самом карательном режиме незнания, изоляции и тишины, который только можно представить.

Насколько известно, в последний год появились признаки того, что состояние здоровья Хакамады улучшилось. Теперь, благодаря своей сестре, он охотнее разговаривает, а иногда на его лице даже пробивается улыбка.