Story

Круче, чем Рокки. Человек, который взорвал мир бокса и пострадал за это

img

Вестник рассказывает историю Джека Джонсона – чернокожего боксера, которому не простили победу над белыми, которого помиловал Дональд Трамп и о котором Сильвестр Сталлоне будет снимать фильм.

Сильвестр Сталлоне объявил о создании собственной кинокомпании, которую назвал Balboa Productions – в честь кинобоксера Рокки Бальбоа, который сделал его знаменитым. Первый фильм об этом персонаже вышел в 1976 году, стал кассовым хитом, а самому Сталлоне принес две номинации на «Оскар». Потом он превратил «Рокки» в прибыльную франшизу, снял в этой серии три продолжения и один спин-офф («Крид»), да и вообще считает его более близким себе, чем какого-нибудь Джона Рэмбо. И неудивительно, что первым проектом новой кинокомпании Сталлоне решил сделать байопик одного из самых знаменитых боксеров в мировой истории – тяжеловеса Джека Джонсона.

Кто такой Джек Джонсон

Урожденный Джон Артур Джонсон родился в 1878 году в бедной афроамериканской семье. Позже он вспоминал, что ни о какой сегрегации тогда и не знал: в бедном квартале техасского городка Галвестона все были равны, а на происхождение смотрели в последнюю очередь. Джонсон перепробовал множество профессий, увлекся боксом, сумел накопить на перчатки и использовал любую возможность для тренировок и спаррингов. Ему тогда было всего шестнадцать лет, он был хилым и вряд ли кто тогда предположил, что в историю он войдет как «Галвестонский Гигант».

На профессиональном ринге Джонсон дебютировал в 1898-м. Свой первый матч он выиграл нокаутом; позже это войдет едва ли не в привычку: из 104-х боев он победил в 73-х, причем сорок из них завершил как раз нокаутом.

Уже в 1903 году он завоевал свой первый титул чемпиона мира – пока что среди «цветных» тяжеловесов; до борьбы за мировое чемпионство чернокожие боксеры тогда не допускались. Но в 1907-м Джонсон победил бывшего чемпиона мира, белого Боба Фицсиммонса, и в мировом боксе заговорили, что можно дать талантливому парню шанс побороться за высшие награды. Тем более что первый афроамериканец стал чемпионом мира еще в 1902-м: тогда титул в легком весе выиграл Джо Ганс.

В 1908-м в Сиднее Джонсон победил действующего чемпиона, канадца Томми Бёрнса.

Матч этот стал возможен во многом благодаря упорству самого Джонсона. В течение двух лет он всячески провоцировал возможного соперника, оскорблял его в интервью, но тот согласился лишь тогда, когда ему пообещали только за выход на ринг $30 тысяч. Победа Джонсона, кстати, оказалась не однозначной: матч длился четырнадцать раундов и был остановлен полицией, а решение о том, кто станет новым чемпионом, принял рефери.

Матч века

Эта победа привела к серьезному негодованию со стороны белых болельщиков. Немедленно начались поиски «Большой белой надежды» -- то есть белого боксера, который сможет одолеть Джонсона. В прессе о новой сенсации говорили больше, чем о других чернокожих знаменитостях вместе взятых. Правда, тон статей был очень сомнительным по нынешним временам. «Если черный побеждает, тысячи и тысячи его невежественных собратьев могут решить, что его победа оправдывает их претензии на нечто большее, чем простое физическое равенство с их белыми соседями», - писала респектабельная New York Times. Кроме того, Джонсона постоянно – как действующего чемпиона – выставляли на различные показательные матчи.

Титул ему пришлось защищать в матче с бывшим чемпионом-тяжеловесом Джеймсом Джеффрисом; подготовка к этому поединку напоминала легенду из древнеримской истории. Дело в том, что Джеффрис к тому времени давно завершил карьеру, купил ферму и выращивал люцерну. Он не собирался становиться «Большой белой надеждой», но предложенный гонорар оказался слишком большим для отказа - $120 тысяч (сейчас это примерно $3,2 млн). Матч состоялся в Неваде 4 июля 1910 года; на него собралось 20 тысяч зрителей, велась киносъемка – организаторы рассчитывали на то, что «черного выскочку» поставят на место. Но Джонсон выиграл, хотя и не смог нокаутировать соперника: тот признал поражение после 15 раунда и двух нокдаунов.

Тюрьма за белую жену

Титул чемпиона мира среди тяжеловесов Джонсон удерживал до 1912 года. Расизм, впрочем, никуда не делся, как и недовольство черным чемпионом. Матч с Джеффрисом стало своего рода триггером – чернокожие вышли на улицы отмечать победу, белые чувствовали унижение после поражения «своего» чемпиона. Результатом стали беспорядки в 25 штатах и 50 городах, в которых погибло двадцать человек, а несколько сотен получили ранения. Позже ему это припомнили.

В октябре 1912 года Джонсона обвинили в нарушении так называемого «Акта Манна» -- закона, по которому запрещалось привозить женщин в другой штат для аморальных целей (например, для занятия проституцией). Впрочем, первое обвинение распалось – Люсиль Кэмерон отказалась свидетельствовать против своего мужа, хотя ее мать и заявила, что дочь безумна. Но суд нашел другую свидетельницу, с которой Джонсон поддерживал отношения за несколько лет до этого (и до принятия «Акта»). Жюри присяжных – сплошь белые – признало боксера виновным, и он был приговорен к одному году и одному дню тюрьмы. Любопытно, что все эти женщины были белыми; сам Джонсон признавался в написанной много позже биографии, что чернокожие девушки ему никогда не нравились.

В тюрьму Джонсон не сел. Наплевав на залог, он сумел сбежать в Канаду, где его уже ждала Кэмерон. Пара скрывалась в Европе, Южной Америке и Мексике до 1920 года. За это время федерация решила, что чемпионский титул больше ему не принадлежит. Потом Джонсон все же вернулся в США и отбыл положенный срок. С Кэмерон он развелся, но вообще он был женат трижды. Погиб Джонсон в 1946 году в автомобильной катастрофе.

История этого чернокожего боксера снова появилась в новостях совсем недавно: 24 мая президент США Дональд Трамп подписал полное помилование Джеку Джонсону.

По его биографии в 1970-м уже был снят фильм «Большая белая надежда», в котором главную роль сыграл актер Джеймс Эрл Джонс, сейчас больше известный как голос Дарта Вейдера в фильмах о «Звездных войнах».

Что касается проекта Сталлоне, то о нем на сегодняшний день ничего не известно. Но любопытно, что актер присутствовал в Белом доме, когда Трамп подписывал необходимые документы о посмертной реабилитации Джонсона.