Story

Он выкалывал жертвам глаза, чтобы сыщики не увидели в них его отображение

img

Правоохранители доказали 14 изнасилований с убийствами, совершенных Олегом Кузнецовым, но сам он утверждал, что на его счету было около 500 нападений на женщин.

Дмитрий Фадеев из Балашихи

В декабре 1991 года Киев накрыла волна жестоких убийств: одна за другой в лесопосадках и вблизи железнодорожных платформ были обнаружены тела молодых девушек - школьниц и студенток. На то, что все четыре убийства совершил один человек, указывал характерный почерк: все жертвы были изнасилованы, затем убиты, одежда сорвана, а глаза выколоты. Правоохранители не сомневались: в городе орудует серийный маньяк. Но как выйти на его след? Кроме того, что погибших девушек видели в компании молодого человека, ни одной зацепки. Девушки не были знакомы друг с другом и не имели общих знакомых.

Оперативники попытались выманить убийцу на "живца": переодетые сотрудницы строили глазки всем подозрительным парням, но, к сожалению, никаких результатов это не дало. Убийца будто чувствовал, каких мест нужно избегать. Впрочем, жажда удовлетворения своей похоти и новой крови взяла верх, и преступник снова вышел "на охоту".

… 20-летней Оксане, как и предыдущим своим жертвам, парень быстро запудрил мозги: был вежливым и галантным, подарил шикарный букет и позвал на ужин. Отхватить такого жениха было пределом мечтаний. Девушка буквально светилась от счастья, отправляясь на свидание. Однако вместо обещанного ресторана кавалер почему-то свернул вместе с ней по направлению к парку, а там неожиданно набросился на нее с ножом. Чудом Оксане удалось отбиться от насильника и убежать. Повезло, что в парке как раз дежурил патруль, но найти нападающего по горячим следам не получилось: он как будто сквозь землю провалился. В милиции девушка подробно описала несостоявшегося жениха: молодой, спортивного сложения, со шрамом на щеке, представился ей Дмитрием Фадеевым из Балашихи.

Сотрудники уголовного розыска наконец-то получили подробный фоторобот подозреваемого, во все города Украины были разосланы ориентировки. Но Фадеев, который на самом деле являлся Олегом Кузнецовым, жителем Балашихи Московской области, снова "всплыл" в Киеве. Один из милиционеров опознал его, когда тот прогуливался с очередной привлекательной барышней вблизи речпорта. На место сразу же был выслан наряд милиции, однако Кузнецов, едва увидев милицейскую форму, оттолкнул девушку и сиганул прямо в… Днепр. Поймать его снова не удалось.

Своим жертвам убийца выкалывал глаза, веря в гипотезу о том, что сетчатка хранит последнее увиденное перед смертью.

Киевские сыщики предположили, что теперь убийца уж точно будет скрываться. В российскую столицу были командированы Александр Матусевич и Алексей Курипятник - сотрудники отдела по розыску преступников и без вести пропавших Управления уголовного розыска Киева. Курипятник, просматривая московские сводки, наткнулся на убийство проститутки в Измайловском парке и присвистнул: у девушки были выколоты глаза. Но московские коллеги только хмыкнули в ответ: при чем тут Кузнецов?

- В Москве надо было немедленно начинать операцию, подобную той, которая в это время проводилась в Киеве, - вспоминает Алексей Курипятник. - Но ничего этого сделано не было - москвичи нам просто не поверили, и это стоило жизни многим девушкам. Чуть позже была допущена еще одна оплошность: допрашивая знакомых Кузнецова, российские следователи запугали 20-летнего Андрея Сорокина, с которым разыскиваемый работал когда-то в подмосковном коммерческом магазине. Я же пошел поговорить с парнем по душам, предложил сигарет и узнал, что Кузнецов может скрываться у любовниц, женщины были падки на него.

В феврале 1992-го изуродованные женские трупы, изнасилованные и убитые, с выколотыми глазами, со страшной регулярностью стали находить на востоке Москвы и в ближайших окрестностях. Вот тогда-то сотрудники Московского уголовного розыска внимательно изучили все данные киевских оперативников.

Все указывало на то, что убийца стал промышлять в родных краях. Милиционеры показывали фоторобот Кузнецова во всех общественных местах, работникам вокзалов, но неожиданно молодого человека опознала сотрудница Сбербанка. Женщина рассказала, что несколько дней назад именно этот парень приходил в отделение, чтобы открыть счет, и она запомнила и его внешность, и его паспортные данные. Так была установлена личность подозреваемого, после чего всплыла давняя история с его первым изнасилованием в Балашихе.

Оказалось, что во все тяжкие Кузнецов пустился еще в 1989-м, когда вернулся из армии в родную Балашиху. Какое-то время свои наклонности он удовлетворял с постоянными подружками. Но в декабре 1990 года Кузнецов впервые вышел на охоту. На остановке встретил молодую и слегка выпившую девушку. Слово за слово, бутылочка вина и… окончание в ближайшем подвале. Девушка была грубо изнасилована, но в милицию не обратилась. Скорее всего, не хотела афишировать сам факт насилия. Как бы то ни было, но после того случая Олег решил, что необязательно уговаривать женщин на секс…

В дальнейшем почти все подвергнувшиеся его насилию женщины и девушки даже не думали заявлять в милицию. А маньяк, почувствовавший вкус безнаказанности, уже 14 мая 1991 года совершил первое убийство. Тело девушки было обнаружено через пару дней, и ни одного свидетеля, ни одной улики. Это настолько вскружило голову начинающему маньяку, что он окончательно уверовал в собственную безнаказанность.

Впрочем, через несколько месяцев балашиховскому изуверу пришлось понервничать и срочно скрыться: изнасилованная им девушка отнесла заявление в милицию. Он прекрасно понимал, что милиционеры могут докопаться до совершенного им убийства, а потому решил бежать в Киев. Ситуация в стране сыграла ему на руку: "нерушимый Союз" с треском рушился, и украинские правоохранители не были уже столь внимательны к информации российских коллег.

Вполне возможно, если бы Кузнецов затаился и не продолжил насиловать, о нем никто бы и не узнал. Но маньяк уже не мог остановиться. Только теперь он решил, что оставлять жертв живыми опасно. Так началась кровавая "серия", растянувшаяся на несколько месяцев и которую киевские сыщики совместно с московскими остановили с помощью любовницы Кузнецова.

После информации от украинских оперативников квартира маньяка в Балашихе была взята под круглосуточное наблюдение, но убийца туда не являлся. Вместо него к отцу Кузнецова явилась его любовница, Олег поручил ей передать деньги отцу. Женщина, узнав от правоохранителей о подозрениях в адрес сожителя, согласилась помочь в его задержании. Остальное было делом техники. В момент ареста Кузнецов не смог пустить в ход нож, который выронил, вытаскивая из кармана.

На допросах маньяк особенно не упирался, внимание к собственной персоне преступнику явно льстило. В отличие от многих других серийных преступников, он не пытался симулировать психическое заболевание. Следователю Кузнецов объяснил, что выкалывал глаза своим жертвам, поскольку где-то прочитал о том, что перед смертью сетчатка глаза сохраняет последнее увиденное, а значит, криминалисты могли "считать" информацию об убийце. Также он с удовольствием рассказывал о подробностях убийств, хвастался, что на его счету около 500 нападений на женщин. Следствием было доказано, что в период с декабря 1991-го по март 1992-го Кузнецов совершил 15 тяжких преступлений (14 изнасилований с убийством и одна попытка).

В 1993 году суд приговорил 24-летнего последнего серийного маньяка Советского Союза к расстрелу, но его, как и сотни других "смертников", спас мораторий на смертную казнь. Расстрел был заменен пожизненным заключением. Жив ли кровавый изувер сейчас - кто знает, на момент приговора ему было всего 24 года.