Story

Исчезновение Martin M-130 над Тихим океаном

img

Экипаж самолёта состоял из пяти пилотов, двух бортинженеров, бортрадиста и бортпроводника. Также в салоне во время рокового полёта сидели шесть пассажиров.

Martin M-130 с бортовым номером NC14714 (заводской — 556) и именем Hawaiian Clipper поступил в авиакомпанию Pan American Airways 24 декабря 1935 года, став третьим (и последним) представителем M-130, а 19 сентября 1936 года начал выполнять полёты через Тихий океан из Аламиды (Калифорния) в Манилу (Филиппины) с промежуточными остановками в Гонолулу, Мидуэе, Уэйке и Агане. Максимальный взлётный вес был определён в 23 600 кг, исходя из максимального посадочного 19 100 кг; всего за два года между Аламидой в Манилой было выполнено 35 рейсов «туда — обратно», а после каждых трёх таких круговых рейсов выполнялось обслуживание двигателей. На момент вылета из Аламиды общий налёт борта NC14714 составлял 4751 час 55 минут, а на момент вылета в роковой рейс он налетал дополнительно ещё около 55 часов 58 минут.

Hawaiian Clipper выполнял очередной пассажирский рейс 229 из Аламиды в Манилу; вылет из Аламиды был 23 июля 1938 года, после чего экипаж делал остановки с ночёвкой в Гонолулу (24 июля), Мидуэе (26 июля), Уэйке (27 июля), а 28 июля в 05:55 благополучно прибывает на Гуам. Начиная с Аламиды полёт до этого момента проходил достаточно однообразно, при этом погодные условия были лучше среднего, хотя, следуя от Уэйка до Гуама, самолёт летел южнее обычного маршрута, а потом повернул на север, но это было нормальным, так как командир Терлецки так поступил на основе имеющейся информации о прогнозе погоды на данном участке. Также в Уэйке экипаж Hawaii Clipper встретился с экипажем другого «Мартина» — Philippine Clipper, чей экипаж позже рассказал, что пилоты Hawaii Clipper были в хорошем настроении, сообщив о комфортном спокойном полёте. На ночных остановках в Гонолулу, Мидуэе и Гуаме самолёт и его двигатели проходили плановые ночные обслуживания, в ходе которых выполнялся тщательный осмотр двигателей и важных систем, а также доливка топлива, масла и жидкостей в системе охлаждения. Как позже заявили главные механики из посещаемых аэропортов, бортинженер не докладывал о каких-либо проблемах на борту NC14714, а они сами не заметили ничего необычного.

Ранним утром на Гуаме началась подготовка для перелёта к последнему пункту маршрута — Маниле. Всего на борту находились 6 пассажиров, 9 членов экипажа, 516 кг груза, 2550 галлонов бензина и 120 галлонов масла, а общий взлётный вес «Мартина» был определён как 22 632 кг; продолжительность полёта при следовании с крейсерской скоростью на эшелоне 2400 м оценивалась в 12,5 часов при запасе топлива на 17,5 часов. От пирса самолёт отошёл в 19:39, но взлетел фактически только в 20:08, то есть через 29 минут; весь полёт должен был проходить в течение светлой половины дня.

Над Гуамом в это время стояла переменная облачность (2–5 окты) с нижней границей 610 м, дул западный-юго-западный ветер 6 уз (11 км/ч), давление 758 мм рт.ст., температура воздуха 27 °C, волнение воды — умеренное.

В течение полёта экипаж поддерживал связь с диспетчерами авиакомпании и с радиоцентрами в Маниле и Панае. Радиосвязь была нормальной, а в 04:11 экипаж передал данные о местонахождении на 04:00

«Летим в неспокойном воздухе на высоте 2800 м, температура 13°C, ветер 19 уз (35 км/ч) 247°. Расчётное положение 12°27′ с. ш. 130°40′ в. д., путевая скорость — 112 уз (207 км/ч), занятый курс — 282°, дождь. За последний час погодные условия поменялись: сплошная облачность, небо затянуто слоисто-кучевыми облаками с нижней границей 2800 м. Под нами сплошная облачность, небо затянуто кучевыми облаками с вершинами до 2800 м. Полчаса следуем по приборам. Последний пеленг от радиопеленгатора Манилы — 101°.»

Данное сообщение получил диспетчер Эдуардо Фернандес на Панае, который подтвердил приём информации, после чего собирался сообщить данные о погоде на 04:00, на что с самолёта ответили: «Подождите с сообщением одну минуту, у меня из-за дождя статические помехи». Спустя минуту, в 04:02 диспетчер сообщил рейсу 229 данные о погоде, но экипаж получение информации не подтвердил; попытки вызвать Hawaiian Clipper предпринимались до 04:15, но были безуспешны. Затем диспетчер передал в Манилу данные о местонахождении рейса 229 на 04:00, а в 04:35 диспетчерский центр тихоокеанского отделения авиакомпании в Аламиде был извещён о пропаже связи с бортом NC14714. В свою очередь, все филиппинские станции радиосвязи в соответствие со стандартными процедурами и в установленном порядке вплоть до 04:49 прослушивали эфир аварийных частот. В 09:00, когда Hawaiian Clipper в Манилу так и не прибыл, была объявлена чрезвычайная ситуация.

Руководство Pan American Airways запросило помощи у находящихся в Маниле военных кораблей, поэтому в 18:30 PHT была начата дозаправка флотилии, а в полночь 13 кораблей вышли в море на поиски. Ближайшим надводным кораблём к месту исчезновения был американский транспорт Meigs, который на момент последней связи с самолётом был примерно на расстоянии 166 км на запад-северо-запад, но после информации об исчезновении в 15:40 поменял курс и к 22:00 прибыл в район последнего известного местонахождения лайнера, после чего в течение трёх часов вёл активные поиски, которые затем временно прекратил, чтобы продолжить после рассвета.

Вечером следующего дня, в 17:10 на удалении 45 км к юго-юго-востоку от последних переданных с самолёта координат на поверхности воды обнаружили масляное пятно округлой формы, имеющее по разным оценкам диаметр 150–450 м. Район близ пятна как следует обыскали, а также была спущена небольшая лодка с одним из офицеров, который взял небольшой образец этой плёнки для анализа. Из-за наступления темноты, поиски снова прервали до утра, при этом скорость дрейфа была оценена в 1 уз (1,9 км/ч) при направлении 140°. Meigs дрейфовал у пятна, так как было решено, что его вместе с пятном будет сносить одинаково, однако утром пятна уже не оказалось; тогда транспорт направился к точке первоначального обнаружения масляного следа, но и там ничего не было. Всё время поисков дули тихие ветры, а поверхность моря была спокойной, поэтому мелкие предметы должны были легко найти, но всё было тщетно.

Сотрудник телефонной станции, проживающий на острове Лахуй, заявил, что примерно в 15 часов по местному времени слышал, как над ним над сплошными облаками пролетел большой самолёт, при этом в данном районе в тот момент не было ни военных, ни гражданских самолётов, а Hawaiian Clipper мог бы достичь этого острова примерно в 15:46 PHT. В связи с этим обыскали также остров Лахуй и прилегающие окрестности, при том однако отметили, что сам Лахуй расположен к востоку от острова Лусон и близ его юго-восточной оконечности. Лусон — крупнейших остров Филиппинского архипелага и хорошо заселён в южной части, но значительную часть его площади при этом занимают густые тропические леса и горные хребты высотой свыше 2100 м., а потому есть вероятность, что если борт NC14714 разбился в его горах, то джунгли могли бы потом скрыть обломки. Поиски на островах Лусон и Минданао вели как у побережья, так и во внутренних районах, но ничего не нашли.

5 августа поиски самолёта были прекращены, а все 15 летевших в нём людей признаны погибшими.

Что до образца масла, взятого Meigs, то его разлили в две ёмкости поменьше, после чего один из них использовали в Маниле для анализа на содержание свинца (может попасть в масло после сжигания бензина), однако результаты анализа оказались отрицательными. Далее остатки от данной пробы вместе с нетронутой частью отправили в Нью-Йорк; каждая из этих проб была объёмом меньше 49 мл, поэтому для анализа привлекли высокопрофессиональных химиков, которые после всех тестов однозначно заявили, что взятый образец не совпадает с маслом, которое использовалось в двигателях исчезнувшего самолёта. Также в заливе Сан-Франциско, вода в котором была почти такой же, как в остальном Тихом океане, провели тесты с розливом масла на поверхности воды, благодаря чему определили, что разлитое по воде масло образует плёнку с тем же самым химическим составом, а также что запах высокооктанового бензина улетучивается из масла в течение нескольких минут; последнему факту уделили особое внимание, так как офицеры с транспорта утверждали, что при взятии пробы масла, в воздухе в это время стоял сильный запах бензина.

Были также выполнены тесты, в ходе которых различные образцы масла помещали в банки с морской водой, после чего банки встряхивали и проверяли цвет образовавшейся взвеси, запах и образование эмульсии, но все взятые образцы отличались от масла, взятого в океане. Также обращало на себя внимание, что при экспериментах со старым и новым моторным маслом цвет значительно отличался от цвета масла из пятна; вариант, что найденное пятно было образовано не моторным, а каким-нибудь другим маслом, признали не состоятельным, так как моторного масла на борту было 120 галлонов (около половины кубометра), то есть намного больше, чем всех остальных масел.

После того, как в 04:11–04:12 29 июля 1938 года связь с самолётом прервалась, больше экипаж на связь уже не выходил и на вызовы не отвечал, а никаких следов Hawaiian Clipper найдено не было. Был выдвинут ряд версий, но многие из них опровергли фактами, а другие опровергнуть не удалось. Однако не было никаких доказательств, которые могли бы пролить свет на исчезновение самолёта, в связи с чем комиссия от Совета по авиационной безопасности вынуждена была признать, что не может определить причину происшествия

Захват самолёта японцами: в 1964 году пилот ВВС США Джо Джервэйс заявил, что в поисках тайны исчезновения Амелии Эрхарт ему попались фотографии, сделанные на островах Трук (в 1938 году были оккупированы Японией), на которых видны обломки летающей лодки, а местные утверждали, что на борту самолёта были 15 человек, которых казнили японцы и похоронили под бетонной плитой на одном из островов. Однако в авиакомпании PanAm после рассмотрения фотографий заявили, что самолёт на самом деле Short Sunderland. Но в 2000 году писатель Чарльз Хилл издал книгу «Fix on the Rising Sun: The Clipper Hi-jacking of 1938» в которой писал, что Hawaiian Clipper захватили два японских офицера, спрятавшиеся в багажном отделении, которые направили самолёт к островам Трук, где экипаж и пассажиры были казнены. Основной мотив захвата самолёта: три пассажира (Уайман, Френч и Чой Ван Сун) были активными сторонниками китайской власти, а Чой Ван Сун ещё по некоторым данным везла с собой 6 золотых сертификатов на 3 млн долл., которые намеревалась пожертвовать правительству Чан Кайши.

Попадание в шторм: при последнем сеансе радиосвязи экипаж сообщил о статических помехах, что могло свидетельствовать о полёте близ грозы. В этом случае есть риск попадания в самолёт молнии, приведший к взрыву топливных баков, либо авиалайнер мог разрушиться из-за сильной турбулентности. Тогда велика вероятность, как считают авторы данной версии, что обнаруженное масляное пятно на самом деле принадлежало пропавшему самолёту, а экспертиза образцов проводилась с нарушениями, из-за чего и показала отрицательный результат.