Story

Харальд и Соня: четверть века на троне, полвека любви

img

Эта удивительная королевская чета прошла огонь и воду, чтобы отстоять свое право быть вместе. Мезальянс, который стал одним из самых крепких браков среди монархов, настолько, что даже день рождения Харальд и Соня празднуют теперь как одну дату - на несколько месяцев позже фактического его дня рождения, и на несколько месяцев раньше ее.

В 2016 году В Норвегии с размахом отмечали 25-летие со дня коронации норвежского короля Харальда V и королевы Сони. А 9 и 10 мая 2017-го с не меньшим размахом отпраздновали 80-летие этой одной из самых ярких семейных пар среди действующих монархов. И не удивительно, если учесть, что их лав-стори насчитывает более полувека.

У нынешнего короля Норвегии за плечами довольно насыщенная событиями биография даже для правителя страны. Сам факт рождения Харальда был знаком того, что ему суждено стать великим королем своего народа. На протяжении веков Норвегия была в унии то с Данией, то со Швецией, поэтому так получилось, что Харальд стал первым за 567 лет наследным принцем, рожденным не где-то на чужбине, а в той стране, правителем которой ему предстояло стать. Правда, ждать момента коронации ему пришлось почти 54 года, а до этого момента жизнь будущего монарха была полна приключений, достойных голливудского сценария. Чудесное спасение во время Второй Мировой, обучение в Оксфорде, участие в Олимпийских играх и, наконец, женитьба на простолюдинке, из-за которой он был готов отказаться от трона. Но все по порядку.

Бегство и возвращение

Итак, 21 февраля 1937 года Норвежская монархия обрела наследника, да еще и рожденного на родной земле. Обретя независимость в 1905 году, Норвегия надеялась избежать участия в войне, разгоравшейся в Европе в конце 30-х годов. Однако, объявленный нейтралитет не уберег страну от вторжения нацистской Германии в апреле 1940 года. 3-летний Харальд с сестрами и матерью были эвакуированы сначала в Швецию, а оттуда – в США, где и пробыли вплоть до окончания Второй Мировой, в то время как дедушка и папа принца перебрались в Англию, где возглавили правительство Норвегии в изгнании.

Торжественное возвращение королевской семьи в Осло в 1945-м году – одно из самых ярких воспоминаний детства Сони Харальдсен: море людей на улицах города, и она сама, в костюме скаута, радостно приветствующая юного принца и его семью. Кто бы мог подумать, что это была первая встреча будущей королевы Норвегии со своим мужем?

Спортсмен, умница и просто красавец военный

Вернувшись на Родину, Харальд уделял много внимания учебе и спорту. После окончания школы он поступил в Норвежское кавалерийское училище, а в 1959 году продолжил образование в Военной Академии. Уже будучи крон-принцем, Харальд год отслужил в армии по призыву, а уже после этого отправился в Оксфордский университет, где изучал обществознание, историю и экономику.

Другой страстью Харальда был и остается парусный спорт, страсть к которому он получил в наследство от отца. В послужном списке Харальда-спортсмена участие в Олимпийских играх 1964, 1968 и 1972 годов (в 1964 году ему даже выпала честь нести знамя своей страны на Олимпийских играх в Токио), несколько мировых и европейских чемпионатов.

Любовь, победившая систему

Любовь звали Соня Харальдсен, ей и Харальду было по 22, когда они познакомились лично на вечеринке 1959 года. Пусть, она была всего лишь продавщицей в маленьком магазинчике одежды, которым владел ее отец, но амбиций и целеустремленности Соне было не занимать. Она не охотилась за богатым мужем, и уж тем более не помышляла о принце, поскольку мезальянсы в те времена в Норвегии не практиковались. Соня обожала шить и собиралась стать модельером. В 17 лет она отправилась изучать историю костюма в Швейцарию, затем – в Англию, изучать экономику. И в каждой стране она обязательно учила язык. Так что, образование у юной «продавщицы» было вполне изысканное, а главное – не купленное за папины деньги, а добытое благодаря личным амбициям и талантам. Кроме того, Соня была заядлой спортсменкой: зимой в ее обязательную программу входили лыжи, летом же она сплавлялась по рекам на лодках. Сердце Харальда капитулировало практически сразу. А вот его отец оказался более стойким.

«Я до последнего момента не верила в то, что наша свадьба состоится», - вспоминала много позже королева Соня. Ничего удивительного: их тайный роман длился 9 лет. Тайный – потому, что отец Харальда, король Улаф V был категорически против отношений сына с простолюдинкой, какой бы замечательной она ни была. Устав уговаривать отца, кронпринц Харальд заявил, что, либо он женится на Соне, либо навсегда останется холостяком, что автоматически лишало трон наследника. По другим источникам, Харальд и вовсе был намерен отказаться от права наследования престола, если отец не одобрит его выбор. Доподлинно не известно, что именно сын сказал отцу, но эти слова заставили Улафа V обратиться за консультациями в Президиум Стортинга Норвегии, к парламентским лидерам и Правительству страны. По иронии судьбы, в 1960-м году король Улаф был одним из тех монархов, которые не соизволили приехать на свадьбу британской принцессы Маргарет с простолюдином, посчитав такой мезальянс недостойным.

Трудно даже представить себе, на каком высочайшем уровне решалась судьба двух влюбленных. Но им повезло: сильные мира сего решили, что, учитывая тот факт, что эти отношения «проверены временем», а также многочисленные достоинства избранницы принца, для популяризации монархии в стране этот морганатический брак будет даже полезен.

Тонкость момента: к 1968 году норвежцы уже успели истосковаться по королеве, ведь Улаф много лет был вдовцом (он овдовел еще будучи принцем, в 1954 году), а Харальд – холост. Так что, появление в этом мужском дуэте хрупкой и утонченной Сони, произвело на норвежцев большое впечатление. Свадьба Харальда и Сони по уровню народной эйфории с легкостью может обставить «королевскую свадьбу» Уильяма и Кейт. 29 августа 1968 года Соня Харальдсен стала крон-принцессой Норвегии, ко всеобщему ликованию подданных. А 17 января 1991 года, когда Харальд был коронован, Соня стала первой в истории государства Королевой Норвегии по супружескому праву, и с тех пор успела не раз доказать, что лучшей королевы ее подданные и не могли бы пожелать.

К слову, когда сын Харальда и Сони, наследный принц Хокон тоже выбрал себе в жены простолюдинку, родители, памятуя о собственном опыте борьбы с системой, сопротивлялись недолго. Надо отдать должное Харальду и Соне: они смогли пойти дальше Улафа: согласились на брак сына с матерью-одиночкой, которая была не только простолюдинкой, но еще и успела в молодости поэкспериментировать с травкой.

Если бы мы раздавали звания королевским парам в различных номинациях, то Харальд и Соня, без сомнений, победили бы в категории «самая спортивная королевская чета». Или даже «самая экстремальная». Глядя на них, возникает ощущение, что эти двое просто не думают о себе в категориях возраста. К примеру, после операции на сердце (коронарное шунтирование) в 2005 году у Харальда возник вопрос «поберечь себя». Что 68-летний король сделал? Бросил курить и отправился на чемпионат Европы по парусному спорту в Швецию, где его команда одержала победу. В том же 2005 году 68-летняя Соня стала первой в истории королевой, посетившей Антарктиду. Разумеется, поехала она туда не просто так, а по делам: для торжественного открытия норвежской научной станции. А еще супруги увлекаются эко-туризмом. Такое вот королевское хобби.

Жизнь показала, что Харальд и впрямь стал знаковым королем Норвегии. Умный, спортивный и красивый принц, полюбивший достойную девушку из народа и готовый отречься от титула ради любви, в итоге поспособствовал небывалому росту популярности монархии в стране. И сейчас он правит в окружении любящих детей и внуков, рука об руку с обожаемой женой, о свадьбе с которой Харальд не пожалел ни разу за 49 лет.

Источник