Story

Как «железная леди» едва не развязала гражданскую войну

img

В 1984 году премьер-министр Великобритании готовилась произнести самую взрывоопасную речь в своей политической карьере.

Опасные слова

В Великобритании опубликован черновик речи, которую так и не произнесла в 1984 году премьер-министр страны Маргарет Тэтчер.

Английский премьер и при жизни, и после смерти пользуется в британском обществе весьма неоднозначной репутацией. «Железную леди» вспоминают как победительницу в войне за Фолкленды, однако помнят и о её жёсткой монетаристской политике, настоящей войне с профсоюзами, завершившейся катастрофическим понижением социального статуса квалифицированных английских рабочих.

Даже рост сепаратистских настроений в Шотландии, реальные отрасли экономики которой понесли колоссальный урон от реформ Тэтчер, был напрямую связан с политикой «железной леди».

Речь, черновик которой сейчас опубликован, английские журналисты назвали «самой провокационной» в карьере Тэтчер.

Английский премьер планировала программное заявление с крайне резкой критикой основных деятелей оппозиционной Лейбористской партии, включая её тогдашнего лидера Нила Киннока.

В черновике речи премьера фигурировал даже такой оборот, как «внутренние враги», отдающий временами советского «большого террора» и американской «охоты на ведьм».

Тэтчер собиралась разоблачить английских «национал-предателей»

Тэтчер собиралась обличать и обвинять «разрушителей демократии, ведущих страну к анархии, а далее к неизбежной тирании». Нила Киннока «железная леди» собиралась обвинить в том, что он уступил контроль над лейбористами злейшему врагу премьер-министра — лидеру профсоюза шахтёров Артуру Скарджилу.

Тогдашнего теневого министра окружающей среды от лейбористов Джека Стро, жёстко критиковавшего законы, ведущие к ухудшению положения рабочих, Тэтчер намеревалась обвинить в подстрекательстве к нарушению английского законодательства.

К слову, впоследствии Джек Стро стал главой министерства иностранных дел Великобритании.

Трудно сказать, что произошло бы, если бы Маргарет Тэтчер произнесла эту речь в октябре 1984 года. Предельно накалённая обстановка как в мире, так и в самой Англии не располагала к громким и радикальным заявлениям.

От худшего Англию спасли террористы?

«Железную леди» и без этой речи в Великобритании по сей день многие открыто называют «ведьмой», а после её смерти весной 2013 года одни британцы скорбели, а другие — пели весёлые песни и пили шампанское, обещая вбить в её могилу осиновый кол.

Но судьбе было угодно, чтобы данная речь никогда не была произнесена. 12 октября 1984 года, меньше чем за 12 часов до планируемого выступления, произошёл организованный «Ирландской республиканской армией» взрыв в Grand Hotel в Брайтоне, где остановилась Тэтчер и другие лидеры консерваторов. Погибли пять человек, ещё 31 получил ранения.

Несмотря на взрыв, речь была произнесена, однако в полностью переписанном виде. «Железная леди» посчитала, что усугублять раскол в обществе в такой обстановке нельзя, выбросив из текста все нападки на лейбористов, профсоюзных деятелей и других своих оппонентов.

Последняя речь королевы

Напомним, летом 2013 года в Британии была опубликована другая непроизнесённая речь — выступление английской королевы Елизаветы II, текст которого был разработан в правительстве Великобритании в ходе учений, на которых отрабатывались действия военных и гражданских структур страны во время начала полномасштабного ядерного конфликта.

Согласно сценарию учений, речь Елизаветы II должна была предварять ответный ядерный удар сил НАТО по СССР и странам Варшавского договора, которые перед этим якобы осуществили химическую атаку на Великобританию. У данной речи была даже условная дата, когда она должна была прозвучать, — 4 марта 1983 года.

«Какие бы ужасы нас ни подстерегали, все те качества, которые уже дважды в этом печальном веке помогали нам сохранить свою свободу, снова станут нашей силой», — должна была сказать Елизавета II своим подданным в день ядерного Апокалипсиса.

По задумке авторов, королева, прежде всего, должна была апеллировать к патриотизму и семейным ценностям британцев.

И про речь королевы, и про речь «железной леди» можно сказать одно — большое счастье, что они остались в истории только в виде черновиков.