Story

«Я готова, господа». Как Мата Хари шла к расстрельному столбу

img

15 октября ушла из жизни всемирно известная танцовщица и шпионка Мата Хари.

Вся жизнь Маты Хари (настоящее имя — Маргарета Гертруда Зелле) была одной большой авантюрой. Не имея связей и средств к существованию, она отправилась покорять Париж. Не имея каких бы то ни было хореографических навыков, объявила себя танцовщицей. Будучи далеко не красавицей в классическом смысле этого понятия, разбивала сердца самых известных и состоятельных мужчин Старого Света. Ну и, конечно, она была мастером самопиара. Рассказывала направо и налево о том, что ее танцы — это часть религиозных ритуалов. Что она принцесса по происхождению. Что выросла в монастырях Востока. И ей верили практически все, включая журналистов. Она имела богатства, признание, бесчисленное количество любовников, но ей было этого мало. Точнее говоря, ей в какой-то момент стало скучно.

Как скучно жить!

Привнести разнообразие в свою и без того разгульно-богатую жизнь Мата Хари решила, начав продвигать себя в кругах военных как опытную шпионку. И ей снова поверили. Так она стала агентом немецкой разведки. Имея множество любовников среди военных, она мастерски выведывала засекреченные сведения. Поначалу с ролью разведчицы Мата Хари справлялась блестяще. Генералы, министры, проходившие через ее постель, сами того не желая сливали ей важную информацию. Окрыленная таким успехом, Мата Хари в какой-то момент потеряла бдительность. Ее чрезмерная активность привлекла внимание французских спецслужб. Решив сработать на опережение, известная танцовщица и авантюристка сама явилась во французскую контрразведку. С порога она заявила, что никогда не работала на Германию, но готова послужить интересам Франции. Ей снова почти поверили. Слишком уж нагло и уверенно звучали ее слова. Мату Хари уже хотели было сделать французским агентом, но на своеобразном собеседовании она по неосторожности сболтнула лишнее. Назвала имя немецкого агента-вербовщика, которого она, согласно ее легенде, знать никак не могла. Это было слишком подозрительно. Но, чтобы окончательно усыпить бдительность экс-танцовщицы, спецслужбы сделали вид, что поверили ей.

«Где мой завтрак?»

Контрразведка направила новоиспеченного агента в лице Маты Хари с небольшим заданием в Мадрид. Естественно, эти передвижения не могли остаться не замеченными немцами. Немецкая разведка попросту слила ее французским властям. Когда это случилось, Мата ни о чем не догадывалась. Она вернулась в Париж, будучи уверенной, что ее ждет новое более серьезное задание. Но ее ждали наручники и трибунал за шпионаж в пользу врага в военное время.

Суд был закрытым. Причем материалы дела до сих пор засекречены: на подобные дела Франция устанавливала «срок секретности» в сто лет, так что скоро доступ к документам должен быть открыт. Известно лишь то, что обвинение сделало из нее настоящего монстра. Понимая, что дело плохо, адвокат Маты Хари предложил ей сделать то, что ей всегда так хорошо удавалось: соврать. Экс-танцовщица заявила суду, что беременна. Но обман быстро вскрылся. Мату Хари приговорили к расстрелу.

Приговоренная до последней своей минуты держалась с достоинством. Она возмущалась, что казнь назначили на утро, не накормив ее при этом завтраком. Будучи привязанной у расстрельного столба, она отказалась надевать повязку на глаза. Ее последними словами были: «Я готова, господа!»