Story

Эффект Руби: что скрывал человек, застреливший убийцу Джона Кеннеди

img

24 ноября 1963 года предполагаемый убийца Джона Кеннеди был застрелен на глазах всей Америки.

Имя Ли Харви Освальда – человека, который официально считается убийцей 35-го президента США Джона Кеннеди – известно всему миру. Однако и сам Освальд стал жертвой преступления. Тот, кто расправился с предполагаемым убийцей президента, аналогичной известности не получил. Между тем это второе преступление, весьма вероятно, похоронило многие тайны, связанные с убийством американского лидера.

«Я просто козёл отпущения!»

Арестованный днем 22 ноября 1963 года Ли Харви Освальд был обвинен в убийстве президента Джона Кеннеди, а также в убийстве патрульного полицейского Джея Типпита.

После первых допросов Освальд успел ответить на вопросы журналистов в коридорах полицейского управления Далласа. «Я ни в кого не стрелял… Меня задержали, потому что я жил в Советском Союзе. Я просто козёл отпущения!» — заявлял он.

24 ноября Освальда вели через подвал полицейского управления Далласа для перевода в окружную тюрьму. Данную процедуру в прямом эфире освещали американские СМИ. В 11:21 по местному времени из толпы журналистов к Ли Харви Освальду бросился мужчина, который держал в руке пистолет. Сопровождавшие подозреваемого офицеры не успели отреагировать на происходящее, и неизвестный выстрелил Освальду в живот.

Раненого немедленно доставили в больницу «Парклэнд», куда двумя днями ранее поступил и Джон Кеннеди. И на сей раз врачи оказались бессильны: в 13:07 Ли Харви Освальд скончался.

«Зачистка» следов?

Стрелка задержали на месте преступления. Им оказался 52-летний владелец ночного клуба в Далласе Джек Руби.

Задержанный заявил, что действовал в одиночку и хотел расправой над Освальдом «оправдать Даллас», а заодно избавить вдову президента Жаклин Кеннеди от необходимости выступать в суде в качестве свидетеля.

Какие бы мотивы ни приводил Джек Руби, фактически он решил лишь одну задачу: все тайны, которые знал Ли Харви Освальд, умерли вместе с ним. Человек, обвиненный в убийстве Джона Кеннеди, уже не мог ни оправдаться, ни назвать имена своих подельников, если таковые были, ни объяснить, кто или что заставило его пойти на преступление.

Если считать, что в Кеннеди действительно стрелял Ли Харви Освальд, то случившееся двумя днями позже более всего похоже на «зачистку» исполнителя, который слишком много знает.

Но кто такой Джек Руби и в чьих интересах он мог действовать?

Чикагский мальчик

Джейкоб Леон Рубинштейн родился 25 марта 1911 года в Чикаго. Он был пятым из восьми детей семейства Рубинштейн, и детство его не было счастливым. Отец с матерью много скандалили, дело доходило до драк и в итоге закончилось разводом. Мать имела проблемы с психикой, и в итоге дети оказались на попечении еврейского совета.

Джейкоб сменил несколько приемных семей, рано начал работать, продавая билеты на спортивные мероприятия. Эту сферу деятельности в Чикаго контролировала итальянская мафия, и юный Джейкоб познакомился с «авторитетными людьми».

К 30 годам Рубинштейн вместе со своими братьями стал владельцем бизнеса по продаже продуктов. В 1941 году братьям удалось получить заказ на поставку в армию сухих пайков, что принесло им хорошие деньги.

Джейкоб поменял имя и фамилию, став Джеком Руби, и переехал в Техас, где вложил средства в строительство ночного клуба.

Дела Джека Руби шли с переменным успехом. То ему удавалось получать неплохую прибыль, то он оказывался на грани банкротства и уезжал в родной Чикаго. К 1963 году он владел стриптиз-клубом «Карусель».

Человек мафии

Поверить в то, что Руби в одиночку мстил Освальду за поруганную честь Далласа, можно было бы, если не знать о его обширных связях.

Отношения с итальянской мафией, начавшиеся в юности, только укреплялись. Известно, что Руби был хорошо знаком с Сэмом и Джозефом Кампизи, рестораторами и по совместительству «лейтенантами» мафиозного клана Карлоса Марчелло.

Также среди знакомых Джека Руби был и Сэм Джанкан, гангстер из Чикаго. Владелец ночного клуба знал его еще с тех пор, когда Джанкан «крышевал» торговлю билетами на стадионы.

У американских мафиози были личные счеты с Джоном Кеннеди. Известно, что президент прекратил операции, связанные со свержением режима Фиделя Кастро. Это был сильный удар по интересам мафии. До революции на Кубе американские гангстеры контролировали на острове игорные заведения и проституцию, и приход к власти Кастро лишил их многомиллионных доходов. Политика Кеннеди лишала мафию надежд на возвращение утраченных позиций, и ряд видных «крестных отцов» не скрывали, что в кресле президента их устроил бы другой человек.

Сторонники этой версии считают, что в предполагаемом заговоре с целью убийства Джона Кеннеди Джек Руби исполнял роль курьера и организатора, которому поручались контакты с непосредственным исполнителем. Когда стало ясно, что исполнитель оказался в руках полиции, Руби дали понять, что Освальд должен замолчать навсегда. Мафия умела убеждать, и Джек выполнил поручение, понимая при этом, что шансов уйти от сурового наказания у него крайне мало.

«День открытых дверей» для мистера Руби

Но только ли мафия могла использовать Джека Руби?

Ряд свидетелей отмечали, что видели Джека Руби в госпитале 22 ноября, в тот самый момент, когда там скончался Джон Кеннеди. Каким образом он туда попал и что там делал?

Более того, после ареста Ли Харви Освальда 22 ноября Руби фактически «прописался» в полицейском управлении Далласа, где выдавал себя за журналиста. Он даже поправлял окружного прокурора Генри Уэйда во время его пресс-конференции, когда тот рассказывал о личности Освальда и его связях.

Несмотря на это, он не привлек внимания полиции. Два дня спустя он опять-таки беспрепятственно проник в здание полицейского управления и до места, где произошло убийство, преодолел довольно длинный маршрут. На пути Руби почему-то не оказалось ни одного охранника, а все двери, которые должны были быть заперты, оказались открыты.

И все это происходило всего через два дня после убийства президента США, когда меры безопасности должны были быть серьезно усилены.

Поверить в то, что Джек Руби мог оказаться на пути, по которому вели Освальда, без помощи силовиков, довольно трудно.

Из архивных документов известно, что Руби попадал в поле зрения ФБР более чем за год до убийства в Далласе. Однако конкретные причины интереса ведомства к фигуре владельца ночного клуба не указывались.

«Я хочу сказать правду, но я не могу сказать это здесь»

Оказавшись в тюрьме, Руби неоднократно просил о встрече с представителями комиссии Уоррена, занимавшейся расследованием убийства Джона Кеннеди. Летом 1964 года члены комиссии приехали в Даллас, и Руби заявил им, что ему есть что рассказать, но сделать это он может только в том случае, если его переведут в Вашингтон: «Я хочу сказать правду, но я не могу сказать это здесь». Судья Эрл Уоррен заявил, что подобными полномочиями не располагает.

Что хотел рассказать Руби? Сторонники официальной версии убийства президента Кеннеди считают, что владелец ночного клуба хотел доказать, что не имеет отношения к заговору. Их оппоненты полагают, что он, наоборот, поняв, что его обманули, хотел раскрыть все тайны.

Считалось, что Джек Руби мог получить незначительный срок за «убийство без злого умысла» или вовсе избежать ответственности после признания невменяемым. Но 14 марта 1964 года его признали виновным в преднамеренном убийстве и приговорили к смертной казни. Вот тогда убийца Освальда и решил спасать себя сам.

Все тайны унесены в могилу

До приведения приговора в исполнение дело так и не дошло. Пока адвокаты подавали апелляции и шел медленный процесс их рассмотрения, 3 января 1967 года Джек Руби скончался от легочной эмболии на фоне рака легких. Он умер в той же клинике, где до этого была констатирована смерть Джона Кеннеди и Ли Харви Освальда.

Родные и близкие Джека Руби уверяли, что истории о его связях с мафией — вымысел, а убийство Ли Харви Освальда действительно было связано исключительно с его праведным гневом.

Но то, с какой легкостью Руби удалось расправиться с убийцей президента на глазах буквально всей Америки, мешает поверить в гладкую и ровную официальную версию событий.

Слишком много тайн, слишком мало ответов. И с течением времени кажется, что правда о том, что случилось в Далласе в ноябре 1963 года, никогда не станет достоянием гласности.