Story

Во все тяжкие. Как сын Жюля Верна испортил писателю жизнь

img

8 февраля 1828 г. в полусотне километров от Атлантического океана на свет появился один из самых известных писателей-фантастов: Жюль Верн.

В XIX веке француз Жюль Верн был настоящей звездой: Папа римский благодарил его за нравственную чистоту произведений, венецианцы под окнами гостиницы, где жил писатель, устраивали факельные шествия… Произведениями Верна и сегодня зачитывается весь мир, а литературоведы до сих пор изучают огромные архивы фантаста, которые хранят массу секретов.

Мечтатель

«Садитесь, пожалуйста, мсье Верн. После стольких путешествий вы, наверное, очень устали…», — часто слышал в свой адрес знаменитый писатель. Многочисленные поклонники Верна были уверены, что он, как и герои его книг, постоянно покоряет морские глубины, летает на воздушных шарах…

На самом же деле подвигов писатель не совершал, хоть и любил путешествовать на собственной яхте. Он говорил: «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

При этом фантаст с раннего возраста грезил о путешествиях и поисках сокровищ. «Дорогой папа и дорогая мама! От сегодняшнего дня считайте двенадцать месяцев, когда я вернусь к вам, нагруженный золотом. Не ищите меня, это бесполезно, и не мучайте Поля (младший брат Жюля Верна – Ред.) расспросами, у него слабое сердце. Целую вас и дорогих сестричек. Жюль», — такую записку однажды ночью оставил родителям одиннадцатилетний ребёнок. Но свой спланированный побег он постыдно проспал.

Ещё через месяц Верн чуть было не удрал юнгой в Индию. Его отец, владелец юридической конторы в Нанте, вовремя обнаружил исчезновение сына и вместе с полицейским патрулём догнал корабль «Корали» с беглецом на борту.

Трагедия искателя приключений заключалась в том, что родители видели его продолжателем скучного семейного бизнеса. На некоторое время несостоявшийся юнга даже смирился со своей участью и по настоянию отца отправился в Париж изучать юриспруденцию.

В столице провинциальному парню пришлось нелегко. Во-первых, родители не считали нужным посылать еще не вкусившему парижских соблазнов юноше много денег, а во-вторых, правовые науки тяготили романтика. Однако строгий отец не учёл главного: в Париже мечтатель увлёкся театром и литературой. Однажды Верн сказал родителям: «Впоследствии я могу стать хорошим литератором, но никогда не сделаюсь ничем, кроме плохого адвоката», - и бросил профессию юриста.

Жюль Верн.

Трудоголик

Первый контракт начинающего писателя с издателем больше походил на договор с дьяволом. Согласно документам, прозорливый Этцель обязался опубликовать дебютный роман Верна «Пять недель на воздушном шаре», за что тот должен был в течение 20 лет поставлять ему по два новых романа в год. Несмотря на кабальные условия, Верн пришёл в восторг от предложения и до последних дней Этцеля оставался его близким другом.

«То, что Дюма сделал для истории, я сделаю для географии!», — сказал себе молодой автор и начал работать по 15 часов в день. К 77 годам Верн написал 65 романов, около 20 рассказов и эссе, 30 пьес и несколько географических трудов. При этом создатель «Двадцати тысяч льё под водой» никогда не оставался «кабинетным писателем»: большую часть времени он проводил в исследованиях для своих произведений.

В детстве от путешествий Верна предостерегали родители, а во взрослой жизни чрезмерной тягой к приключениям была недовольна его жена Онорина. В 1861 году супруга родила Верну наследника, воспитание которого сперва никак не волновало писателя. Через годы сын с лихвой «отплатил» талантливому родителю за невнимание.

Непутёвый сын

«Если у меня не будет ни одного недостатка, я стану заурядным человеком», — однажды сказал Верн. Но вряд ли писатель подозревал, что его единственный сын, следуя «вредному совету», станет настоящим антигероем и испортит деловитому отцу спокойную старость.

Мишель с детства причинял родителям много хлопот. В 16 лет хулигана пришлось поместить в исправительный дом, затем была городская тюрьма… А после попытки самоубийства Верн решился пристроить «нервозного мальчика» учеником штурмана на торговое судно.

Мишель Верн.

Вопреки ожиданиям, плавание длиной в 18 месяцев также не исправило дурной характер Мишеля, а даже наоборот. «Неделю назад, — жаловался Верн в письме издателю Этцелю, — Мишель похитил девушку и уехал из Амьена, сейчас он в Гавре, где она играет в театре. После того как она стала его любовницей… он сделал оглашение о предстоящем браке».

Семейные заботы усугубили и без того несносный характер юноши: всего через пару лет он сбежал к юной пианистке, оставив первую супругу с двумя детьми на руках.

Всё это время знаменитый писатель (а по совместительству и муниципальный советник города Амьена) клялся, что откажется от сына и выгонит его из дома. Но вместо этого вновь и вновь вытаскивал мошенника из долгов. Он определил Мишелю содержание в 1000 франков в месяц, но даже с такой крупной суммой денег тот регулярно влезал в долги.

Чтобы покрыть расходы от разорившейся велосипедной фабрики Мишеля, его горнорудного предприятия и компании по изготовлению калориферного отопления, Верн однажды был вынужден продать свою любимую яхту. «Дела мои складываются так плачевно, что меня страшит будущее. Мишель ничего не делает и не может найти себе применения. Я потерял из-за него 200 000 франков, и воспитание трёх мальчиков целиком ложится на мои плечи. Что и говорить, конец мой печален», — признавался писатель своему брату Полю.

Мишель Верн.

Перед смертью хромого и ослепшего фантаста интересовало одно: будущее сына. Верн позаботился, чтобы все его бумаги, наброски, карты и книги немедленно перешли в полную собственность Мишеля. Только это и спасло сорокачетырехлетнего повесу от нищеты: он публиковал неизданные рукописи своего отца вплоть до 1920 года.

Только в 1970-е годы выяснилось, что Мишель во многом сам придумывал, переписывал и дописывал «наследие» отца. Например, известный роман «Кораблекрушение „Джонатана“» Жюль Верн написал до 15 главы, а Мишель опубликовал аж 31.

Сегодня вопрос об авторстве многих посмертно изданных произведений фантаста остаётся открытым. Но это уже не мешает литературоведам утверждать, что «нерадивый» Мишель оказался лучшим писателем, чем поздний Жюль Верн.