Пожалуй, одним из самых громких провалов американских спецслужб стала операция «Орлиный коготь» или «Дельта» 1980 года, которая закончилась, так и не успев толком начаться. В то далекое время агрессивно настроенные американские власти еще не вели демократическую политику и были готовы к активным военным действиям, тем более, если речь шла о конфликтах на ближнем Востоке.
Поэтому в начале восьмидесятых Пентагон с легкостью планировал наступательные, разведывательные или сверхсекретные штурмовые операции, не заботясь о том, к каким ситуациям в мировой политике это может привести и чем закончится для репутации Соединенных Штатов Америки как демократического светского государства.
Позже, в середине девяностых годов прошлого века, Америка изменила свой подход к политической игре, взяв курс на постепенное восстановление мирной внешней политики. Американские военные стали активно уничтожать доказательства агрессивной политики прошлого, заметая следы и устраняя всех свидетелей тех или иных кровавых боен в странах третьего мира.
Вот и об операции «Орлиный коготь» 1980 года долгое время никто ничего не вспоминал, пока в 2013 году не вышел фильм «Арго», повествующий о произошедших событиях с американской точки зрения. Возникшая после премьеры фильма общественная риторика снова вернула общественность к обсуждению внешней политики Америки конца прошлого столетия, что позволило всплыть на поверхность многим вовремя не подчищенным фактам.
"Орлиный коготь" и "Дельта"
Ставшая уже своеобразной легендой, а также плачевным примером работы ЦРУ операция была проведена 24 апреля 1980 года. Суть планируемых военных действий, произведенных вооруженными силами Соединенных Штатов Америки, сводилась к освобождению пятидесяти трех заложников, которых захватили революционно настроенные иранские студенты в посольстве США в Тегеране.
Операция закончилась полным провалом, даже не вступив в свою первую фазу. Прошло уже более сорока лет с момента проведения данной спецоперации, однако история до сих пор хранит практически всю информацию о ней. Те имеющиеся сведения, которые просочились в средства массовой информации и различные печатные издания, не во всем соответствуют правде, которая осталась навсегда скрыта в давно уничтоженных секретных архивах Центрального Разведывательного Управления.
Начало конфликта
Политические события в Тегеране, которые и привели к планированию американскими войсками злополучной операции «Орлиный коготь» в 1980 году, начались с обычного студенческого восстания. Некоторые источники сообщают, что восстание действительно было организовано иранскими студентами, другие данные доказывают то, что революционеры были ярыми религиозными фанатиками и последователями имама Хомейни, который открыл свою школу в Тегеране в конце шестидесятых годов и проповедовал основы радикального ислама.
4 ноября 1979 года члены «Организации мусульманских студентов» в количестве четырехсот человек неожиданно напали на посольство Соединенных Штатов Америки. По странному стечению обстоятельств иранская полиция не выставила у ворот посольства охранный отряд, в полномочия которого входила охрана и защита сотрудников посольства. Все время до поднятия восстания отряд находился в здании посольства, однако непосредственно в день конфликта отсутствовал на своем месте.
Работники посольства несколько раз направляли просьбы о помощи иранской полиции, однако все просьбы были проигнорированы, и здание остался защищать лишь малочисленный отряд американских морских пехотинцев, которые находились в посольстве в качестве внутренней личной охраны сотрудников.
После нескольких часов ожесточенного сопротивления внутренний гарнизон был вынужден отступить и сдаться. Из-за большого количества нападавших даже такие эффективные средства разгона демонстраций, как слезоточивый газ и резиновые дубинки, были неэффективны. Студенты были неплохо вооружены и открыли огонь, убив около двадцати человек и серьезно повредив само здание посольства.
Захват власти
К вечеру здание было полностью захвачено, и революционеры сделали официальное заявление, объявив, что все эти действия были лишь вырождением протеста против того, что Америка предоставила политическое убежище бывшему шаху Ирана. Также, по мнению революционеров, данная акция должна была стать демонстрацией гордости и свободы иранского народа и его несогласия с политикой соединенных Штатов Америки, пытавшихся ослабить религиозную власть в стране. Студенты утверждали, что, несмотря на все происки западных спецслужб, «исламская революция» все равно свершится на земле Ирана, а также требовали немедленной выдачи шаха для предания его революционному народному суду.
Возбужденные религиозные фанатики долгое время не могли успокоиться, провоцируя мирное население и агитируя его выходить на митинги и демонстрации против Америки, а также прося выразить поддержку революционному движению, призванному освободить всех иранцев от гнета Запада. Митингующие скандировали радикальные лозунги, выкрикивали цитаты из Корана и сжигали государственные флаги США и Израиля.
Все средства массовой информации и печатные издания страны бесперебойно снабжали мирное население информацией о мероприятиях, а также об успехах революционеров в деле освобождения Ирана. По телевизору показывали прямые трансляции с места митингов и вооруженных столкновений, а газеты и журналы пестрили фотографиями с места военных действий. Радиоэфир гудел от обилия радикальной информации, принимаемой от всех религиозных, политических и социальных организаций Ирана.
Всего в заложники к террористам попало около семидесяти человек. Однако вскоре четырнадцать из них были отпущены. Исламисты сочли необходимым отпустить часть заложников в пропагандистских целях, однако среди освобожденных не было ни одного белого американца.
В плену у радикально настроенных революционеров осталось пятьдесят четыре человека.
Несмотря на то, что революционеры приложили огромные усилия, чтобы представить все произошедшее, как светский государственный переворот, всем сразу стало ясно, что в Иране произошел переворот религиозный, в ходе которого светская власть и старое духовенство были упразднены и бразды правления попали в руки радикально настроенных исламистов.
Реакция США
Вопрос о дальнейших взаимоотношениях с Ираном долгое время оставался открытым. Более того, прежде чем выбирать новый курс для внешней политики, американскому правительству было необходимо полностью разобраться в произошедшей ситуации. У Соединенных Штатов Америки на руках было немало заключенных с прошлой иранской властью договоров, и теперь новая власть требовала от Америки выполнения обязательств. Но США медлили, так как новая власть Ирана была представлена не политиками и мирным населением страны, а вооруженными повстанцами-боевиками, пропагандирующими идеи радикального ислама.
Выбрав политику временного невмешательства во внутренние дела молодой исламской власти, правительство США заключило с ней договор, в рамках которого удалось вывезти около семи тысяч граждан США на Родину. Также американцы смогли вывезти свою военную технику и разведывательное оборудование из страны, которое долгое время находилось возле советской границы и могло спровоцировать военный конфликт с СССР, если бы советская разведка узнала об этом.
Однако на этом сотрудничество двух государств закончилось, так как американские власти отказались продлевать с новой властью договор о поставках мощного оружия нового поколения. Разумеется, власти США были готовы пойти на уступки и переправить заказанное Ираном еще во времена правления шаха оружие. Но с одним условием – вместе с оружием в страну должны были прибыть и военные части американской армии, что, по сути, означало военную экспансию с целью вернуть все на свои прежние места.
В конце октября шаху, находящемуся на территории Америки, понадобилась медицинская помощь. Это дало американским властям повод заявить, что шаху необходима срочная госпитализация, и он находится в Америке на лечении, имея лишь временную визу, как пациент одной из клиник.
После этого радикально настроенные сторонники идеологии Хомейни решили оказать давление на США и одновременно убрать остатки законного иранского правительства. Несмотря на отсутствие явной угрозы жизням и безопасности заложников, томящихся в посольстве, президент США отдал приказ о начале подготовки возможной военной операции по их спасению. Появившаяся в начале 1980 года операция «Орлиный коготь» или «Дельта» и была той самой трагически завершившейся миссией, которой не суждено было никак повлиять на ход событий.
Законное правительство Ирана вдруг решило проявить твердость и в отсутствие шаха попытаться восстановить его власть и полномочия, заявив Америке, что предпримет все усилия для мирного разрешения конфликта, однако уже шестого ноября радио Тегерана передало официальное прошение премьер-министра Ирана об отставке, которое тот написал на имя Хомейни.
Духовный лидер террористов прошение удовлетворил, а заодно передал всю власть в руки «Исламского революционного совета», который отныне должен был решать все государственные и политические вопросы, начиная от выбора курса внешней и внутренней политики Ирана и заканчивая выборами президента и меджлиса.
Вот так, при помощи захвата всего одного здания и была организована знаменитая «исламская революция». Большинство специалистов в области истории полагают, что если бы запланированная американским правительством операция «Орлиный коготь» или «Дельта» в 1980 году завершилась успешно, то, возможно, никаких религиозных революций на Ближнем Востоке никогда бы не было.
Попытка дипломатического противостояния
Тем временем, на территории Ирана развернулись масштабные, по меркам страны, политические события. В начале зимы всенародный референдум, проведенный по настоянию Хомейни, одобрил новую власть и сам факт свержения прошлой власти. В январе 1980 года был избран новый президент, а уже в марте – мае сторонники радикального ислама сформировали и парламент. К сентябрю революционерам удалось создать постоянное правительство, способное представлять дипломатические интересы страны на международной арене.
В ответ на это американское правительство также решило принять радикальные меры, заморозив все финансовые активы, принадлежащие Ирану, а также объявив об эмбарго на нефть, добываемую на территории Ирана. Помимо этих мер, все дипломатические отношения с Ираном были разорваны, а также был введен полный экономический бойкот страны.
Ситуация явно становилась сложнее, международная атмосфера накалялась, и президент США решил пойти другим путем, отдав приказ о приведении в действие проекта проведения операции «Орлиный коготь» в Иране. Разумеется, тогда обе стороны были настроены довольно оптимистично, и никто из оппонентов даже не предполагал, чем может закончиться это противостояние. Американское правительство, уверенное в своих силах, не могло и подумать о возможно провале «Дельты».
Подготовка к операции не заняла много времени. Одним из самых сложных процессов в подготовке миссии стал процесс разведки, так как к гражданам США в Иране относились крайне недружелюбно, и было решено не отправлять в разведку специальный отряд, а незаконно запустить беспилотник с фотокамерой над территорией недружественной страны.
В апреле 1980 года Джимми Картер отдал прямой приказ о начале первой стадии операции «Орлиный коготь», которая в то время носила название «Горшок риса».
План миссии
Согласно разработанной стратегии действий, специальный отряд должен был скрытно проникнуть на территорию Ирана на шести транспортных самолетах, причем если три из них должны были перевозить бойцов американской армии, то оставшиеся три были доверху нагружены горючим, боеприпасами и всем необходимым для успешного осуществления операции.
Дозаправку самолетов и обеспечение солдат оружием и патронами планировалось провести в секретном объекте под кодовым названием «Пустыня-1», располагавшемся неподалеку от Тегерана. Объект неплохо охранялся заранее переправленными туда бойцами американской армии.
По меркам того времени, операция «Орлиный коготь» была довольно масштабной, учитывая, что ее конечной целью было освобождение всего пятидесяти четырех человек. Этой же ночью бойцы специальной группы должны были получить поддержку с воздуха, за которую было ответственно звено боевых вертолетов.
Далее группа «Дельта», состоявшая из отборных частей американского спецназа, погрузилась бы на вертолеты и благополучно достигла заранее оговоренного места вблизи Тегерана, где бы машины остались ждать бойцов вместе со спасенными пленниками, а военнослужащие отправились бы в столицу на шести грузовых автомобилях, замаскированных под обычные грузовики, принадлежавшие одной из местных компаний, торгующих фруктами.
В ночь на 26 апреля группа должна была осуществить штурм здания посольства, освободить заложников и вызвать вертолеты для огневой поддержки, а также для переброски людей в безопасное место. По расчетам сотрудников военных ведомств США, уже утром граждане страны вместе с военнослужащими должны были вернуться на родину в целости и сохранности.
Вот таким был изначальный план миссии, и, нужно сказать, что никто из высших чинов американского военного руководства не ожидал провала «Дельты».
Начало операции
С момента старта миссии, обстоятельства стали складываться не в пользу военнослужащих американской армии. По всем подготовленным документам с описанием «Орлиного когтя» операция должна была пройти гладко и бесшумно, однако судьба распорядилась иначе.
Первый этап специальной миссии прошел успешно – эскадрилья С-130 совершила успешную передислокацию в Египет. Американские власти смогли убедить правительство страны, что военные части вводятся в нее только ради проведения масштабных учений, в которых может принять участие и египетская армия. Из временной американской базы в Марокко часть солдат, которые должны были непосредственно участвовать в операции, были направлены на остров Масира, находящийся в юрисдикции Омана. Здесь была проведена тщательная и последняя подготовка к выполнению миссии.
В ночь на 24 апреля самолеты в очередной раз сократили расстояние до Тегерана, перелетев через Оманский залив.
С этого момента и начинается провал операции «Дельта форс». Место для посадки летающих цистерн было выбрано крайне неудачно. Вдобавок практически сразу после приземления одного из самолетов, по близлежащей дороге прошел автобус, который американские солдаты вынуждены были остановить и задержать для сохранения секретности миссии. Не успели они уничтожить следы своего пребывания, как на дороге показалась цистерна, наполненная авиационным керосином. Спецназ ФБР сразу же принял решительные меры, попросту уничтожив бензовоз при помощи залпа из пехотного гранатомета.
Прогремел взрыв такой мощности, что сразу же стало понятно – операция загублена на корню. Полковник Бекквит, отвечавший за выполнение миссии, проанализировал ситуацию:
Два боевых вертолета безвозвратно потеряны.
Столб пламени от догорающего бензовоза виден издалека и служит отличным сигналом для врагов.
В этих условиях командующий принял решение – необходимо отводить оставшиеся войска и ждать другого удобного случая для выполнения миссии «Орлиный коготь».
Катастрофа
Однако отдать приказ о прекращении операции он не успел. Один из транспортных вертолетов, сопровождающих миссию, не смог выполнить маневр вовремя и на полной скорости врезался в «Геркулес», наполненный топливом. Мощный взрыв уничтожил все топливо, припасенное для операции. Вскоре огонь перекинулся на полевые склады с оружием, и пустыня превратилась в один сплошной полыхающий факел. Судьба операции «Орлиный коготь» была решена.
Недалеко от места заправки располагался лагерь коммандос, которые с криками и стрельбой ворвались на базу, приняв взрывы горящих патронов за атаку боевиков. Парни начали стрелять друг в друга, и прошло немало времени, прежде чем стороны поняли, что являются союзниками. Операции "Орлиный коготь" в Иране не суждено было состояться.
Несмотря на наличие в кабинах военной техники сверхсекретных документов, полковник Бекквит приказал бросить все и в спешном порядке загружаться в оставшиеся целыми транспортные самолеты.
Критика
Ряд военных историков полагает, что провал «Орлиного когтя» был предсказуем. И дело здесь вовсе не в профессионализме американских солдат, а в недостаточной проработке деталей операции. Суть проблемы заключается в том, что в условиях, подобных тем, что были в Иране, проведение операций типа «Орлиного когтя» было попросту нецелесообразным. Ситуация в Иране подразумевала два пути решения: либо полноценное военное вторжение в страну, либо дипломатические переговоры. Американское правительство попыталось создать решение.
Которое находилось где-то посередине между двумя вышеописанными, что и привело к трагедии. Из-за попытки соблюсти все условия и предугадать все возможные неудачи, план операции получился слишком сложным и перегруженным. Осуществить проведение «Орлиного когтя» в Иране было невозможно, исходя из любого сценария развития событий. Обилие сосредоточенной для выполнения миссии военной техники попросту не могло адекватно взаимодействовать между собой из-за нехватки пространства.
Также можно поставить под сомнение успех операции в случае, если бы американским вооруженным силам все-таки удалось бы добраться до Тегерана, ожесточенное сопротивление местных повстанцев привело бы к кровавой бойне, которая переросла бы в длительную войну.
После неудачи
После провала операции «Орлиный коготь» госсекретарь Соединенных Штатов Америки отошел от выполнения своих полномочий, а правительство страны стало срочно разрабатывать план новой операции, которая должна была стать началом войны на Ближнем Востоке. Несмотря на попытки Ирана самостоятельно справиться с ситуацией, правительство Америки все же приняло решение о немедленном военном вторжении на территорию недружественной страны с целью освобождения заложников и возвращения прежнего политического режима. Новая миссия получила кодовое название «Барсук» и должна была стать логическим продолжением операции «Орлиный кого».